После массового банкротства туроператоров около 16% петербургского рынка оказалось в тени

Автор фото: Яковлева Елена

Около 16% рынка туристических услуг Петербурга (4 млрд рублей) оказалось в руках нелегальных маклеров — бывших сотрудников турфирм, прекративших деятельность в 2014–2015 годах.

Многие сотрудники ушедших с петербургского рынка турфирм не перешли в другие компании, а принялись обслуживать старых клиентов самостоятельно, в итоге независимые маклеры заняли 15% туристического рынка города. В отличие от официальных туроператоров они предлагают туры дешевле и не стесняются организовывать путешествия россиян в запрещенные страны.
Совокупный доход таких маклеров, по оценкам экспертов, — около 4 млрд рублей в год, или 16% всего оборота рынка. Главным образом независимые агенты оккупировали сегмент выездного туризма: в связи с девальвацией рубля отдых за границей сильно подорожал, а услуги нелегальных агентов позволяют путешественникам сэкономить 10–15% затрат. Впрочем, и ставшие популярными в последнее время туры по России также можно приобрести на сером рынке.
О проблеме "ДП" рассказали несколько участников рынка. По словам владелицы и гендиректора компании "Алина–тур" Лидии Новиковой, проблема не только в том, что теневой бизнес отъедает рынок у легальных участников и не платит налоги, но и в том, что клиенты таких подпольных специалистов не защищены от традиционных рисков. Черные турагенты, в отличие от туркомпаний, не отчисляют взносы в компенсационные фонды объединения "Турпомощь", за счет средств которых решаются проблемы туристов, оказавшихся в сложной ситуации по вине туркомпании. "Турпомощь" также ведет реестры туроператоров и турагентств, в которых можно найти добросовестных участников рынка.
"Удивительно, как легкомысленно люди относятся к своим деньгам! Ведь если у них возникнут проблемы за границей, никто им не поможет!" — говорит Лидия Новикова.
Гендиректор турфирмы "Мир" Валерий Фридман отмечает, что такие агенты составляют конкуренцию небольшим недавно созданным компаниям. "У нашей фирмы основная база клиентов — те, кто долгие годы сотрудничает с нами. Они от нас не уйдут. А вот для новичков конкуренция со стороны агентов, которые пакуют туры на кухне, — проблема", — признает он.
"Во многих областях есть фриланс. Есть он и в туризме. Несколько лет назад  был тренд обходиться без агентов. Но он не прижился, люди поняли, что с агентом быстрее, проще и лучше по качеству за те же деньги. Адекватный агент всегда подберет лучшее предложение, адаптированное под персональные потребности, в отличие от операторов", — отмечает Ольга Смычковская, гендиректор туристической компании Astarta group.
Сами россияне, которые обращаются к услугам агентов–нелегалов, объясняют свой выбор, во–первых, более доступной ценой на услуги этих посредников, а во–вторых, тем, что у действующих туркомпаний нет подходящих им туристических продуктов. В частности, даже во время запрета на полеты в Турцию и Египет частные маклеры продолжали отправлять туда клиентов, находя обходные маршруты.
Например, президент Ассоциации бухгалтеров малых предприятий Анатолий Симонов, который много лет ездит в Египет заниматься кайтсерфингом, рассказал, что не стал отказываться от любимого хобби после закрытия этой страны для россиян из–за крушения лайнера "Когалымавиа". Частный агент помог организовать путешествие через Минск.

Пароли и явки

В Петербурге в течение 2014–2016 годов по разным причинам ушли с рынка несколько десятков турагентств и туроператоров.
Основу их выручки составлял выездной туризм, годовой оборот которого в Петербурге — около 25 млрд рублей. Крупнейшие петербургские туроператоры — "Нева", "Солвекс–турне" и "Верса" — до прекращения деятельности занимали совокупную долю, превышающую 40%.
Как и предполагали участники рынка, частично место ушедших организаций заняли крупные федеральные компании: "Библио Глобус", "Пегас Туристик", TEZ tour и другие. Часть рынка поделили оставшиеся и вновь созданные мелкие фирмы.
Однако около 15% клиентов (в основном путешествующих за границу) закрывшихся операторов предпочли сохранить контакты с прежними менеджерами. Как рассказывают участники рынка, эти нелегальные турагенты действуют по аналогии с серыми риелторами, которыми был наводнен рынок недвижимости в 1990–х — начале 2000–х годов.
"Нелегальные агенты консультируют клиентов за деньги, подбирают им туры от туроператоров или сами формируют пакеты из предложений сервисов бронирования", — рассказывают в Северо–Западном отделении Российского союза туриндустрии (РСТ).
Руководитель отдела продаж туристической компании "Бон Тур" Моника Беляцкая поясняет: "Нелегальные агенты составляют конкуренцию для тех компаний, которые продают простые пакетные туры "перелет — отель". Обычно эти агенты — бывшие сотрудники турфирм. Например, фирма прекратила свое существование, а у сотрудника остались пароли от нужных опций компании в Интернете. Агент, пользуясь этими паролями, продлевает договоры с туроператорами, которые фирма в свое время заключала. Есть также немало компаний, которые фактически не работают, существуют на бумаге, хотя официально не ликвидированы. Через такие фирмы тоже работают черные маклеры. Эти фирмы не арендуют помещения, не дают рекламу, но у них имеется и партнерская клиентская база, с которой продолжают работать нелегальные агенты. "Ситуация обострилась из–за кризиса: там, где было 20 клиентов, осталось 10, рынок сжался, а жить хочется и крупным компаниям, и игрокам помельче. Операторам нужно чартеры отбивать, и они стремятся забрать всех клиентов себе, минуя посредников. У агентств своя правда: им нужно выживать в условиях, когда 5% от продаж продукта приходится отдавать операторам. В итоге часть агентов уходит в тень, на нелегальное положение, что позволяет им сэкономить и увеличить свой доход", — говорит Моника Беляцкая.
О том, насколько в 2014-2016 годах сжался рынок международных поездок, говорит статистика аэропорта Пулково. С 2014 года количество чартерных рейсов из Пулково в весенне-летний период сократилось почти вдвое, с 3125 рейсов в 2014-м до 1606 в 2016-м. С начала этого года в Пулково фиксируют рост спроса на международные перелеты. "Высокий сезон только начался, пик по традиции приходится на июль-август, поэтому сравнивать данные с предыдущими годами пока преждевременно", — отмечают в ООО "Воздушные ворота северной столицы" (ВВСС управляет аэропортом Пулково).
В управляющей компании поясняют также, что "Трансаэро", выполнявшее большой объем чартерных рейсов: летало в 2014-м и частично в 2015-м, осенью 2015-го прекратило операционную деятельность. На основные направления, обслуживаемые ранее "Трансаэро", встали другие авиакомпании. Ряд чартерных направлений 2014 - 2015 гг. получили регулярных перевозчиков в 2016 - 2017 гг. Кроме этого, из-за теракта Россия запретила полеты на популярные курорты Египта с конца 2015 года. В Турцию чартеров не было с конца 2015 года до осени 2016-го.

Попасть в реестр

Контролировать деятельность нелегальных маклеров и судиться с ними, если у клиентов возникнут претензии к качеству турпакетов, очень сложно.
"Наш юрист бесплатно разъясняет подобным клиентам, есть ли у них шанс защитить свои права. Но задача это непростая и из сферы хозяйственных споров часто переходит в сферу уголовного законодательства", — говорят в РСТ.
Главная проблема, с которой могут столкнуться клиенты теневых турагентов, — невозможность выехать из–за рубежа и получить иную помощь, если по вине организатора путешествия не были обеспечены проживание и перелет. Когда в период массового банкротства туркомпаний в такой ситуации оказались десятки тысяч российских туристов (у одной только "Версы" на момент краха за границей остались 9 тыс. клиентов), вывозить их на родину взялись страховые компании и "Турпомощь". Сейчас "Турпомощь" ведет реестры добросовестных участников рынка.
Но пока внесение компании в реестр — дело добровольное. Сейчас в нем значится лишь 4,48 тыс. туристических агентств и операторов, в то время как Росстат указывает, что в РФ действует почти 12 тыс. турфирм.
"В будущем планируется, что ведением реестра займется Ростуризм, тогда наличие записи в реестре станет для агентства обязательным. А для этого оно должно будет иметь юридический статус и действующий договор с туроператорами", — поясняют в РСТ.
Клиентам нелегальных агентов ничего плохого обычно не грозит, так как агенты заинтересованы в том, чтобы их отношения продлились как можно дольше, уверены некоторые участники рынка. "Иногда к нам приходят такие частные агенты. Зачастую вместе с туристами, которые в курсе, какую комиссию получает агент. Мы оформляем обычный договор, делаем скидку, а клиент уже платит "чаевые" такому консультанту", — поясняет Ольга Смычковская.
Если бы условия работы в туристической отрасли не препятствовали развитию малого предпринимательства, как это происходит сейчас, а, наоборот, способствовали ему, такие консультанты предпочли бы работать легально и платить налоги. "Высокая доля такого фриланса — показатель состояния экономики. Если ситуация улучшится, эти агенты легализуются", — считает Ольга Смычковская.
После прекращения деятельности многих турфирм в 2014–2015 годах на рынке труда оказались специалисты в сфере туризма с хорошей базой постоянных клиентов, которые решили, что легче работать на себя, без регистрации и уплаты налогов, чем открывать полноценное турагентство или устраиваться куда–либо наемным сотрудником. Если люди в течение нескольких лет покупали туры у одного и того же человека, то им до поры до времени безразлично, в каком конкретно агентстве тот работает. Главное — чтобы отдых был качественным. С ростом популярности внутреннего туризма такие нелегалы стали активно осваивать и внутренний рынок.
Павел Румянцев
заместитель директора Северо–Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии
За последние годы рынок сильно изменился. Государство приняло много поправок в закон, призванных сделать работу турагентств прозрачной. Сейчас все агентства обязаны работать от имени и по поручению туроператора. То есть или у турагентства должна быть доверенность на право продавать туры, или же оно должно быть размещено на сайте туроператора в списке партнеров. У туристов появилась возможность заранее проверить благонадежность выбранного турагентства. Выбор направлений (как внутренних, так и внешних) стал значительно шире.
Мария Чупина
руководитель отдела продаж туров сервиса путешествий "Туту.ру"
Вести легальную деятельность в туристической сфере очень сложно: правила игры все время меняются, а государство, декларируя поддержку бизнеса, в действительности не спешит ее предоставлять. Поэтому люди и уходят в тень. Нелегальные турагенты не несут тех расходов, которые есть у законопослушных фирм: налоги, соцпакеты для сотрудников, аренда помещения, взносы в компенсационные фонды и прочие. Поэтому себестоимость продукта у них ниже, значит, они могут демпинговать, перебивая цены реальных компаний. В результате добросовестные игроки теряют часть рынка.
Владислав Жижкун
владелец компании "Парамед"