Новые поправки в Трудовой кодекс. Хорошо это или плохо для бизнеса

 

В Трудовой кодекс вновь внесены изменения, на этот раз касающиеся работы в выходные и праздничные дни, а также условий неполного рабочего дня. Раньше режим неполного времени устанавливался (по соглашению сторон, разумеется) в двух вариантах — или неполный рабочий день, или неполная рабочая неделя. Теперь же, после принятия нового закона, ограничения исчезли: сотрудник, так же по соглашению сторон, может работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Также появляется возможность деления рабочего дня на части.
Кроме того, изменения коснулись ст. 108 ТК РФ — до принятия поправок в июне 2017 года работодатель был обязан предоставлять перерыв всем сотрудникам, включая тех, кто трудится в режиме неполного рабочего времени. Новая поправка позволяет отказаться от этой практики, если смена человека длится не более 4 часов. Работа же в выходные теперь оплачивается за количество проведенных "за станком" часов, а не за полный день, как это было ранее. Удвоенная ставка, впрочем, сохранилась.
Хорошо это или плохо для бизнеса? Судя по характеру изменений, трудно ожидать, что они вызовут массовые протесты или серьезно скажутся на взаимоотношениях работодателей и работников. Нагрузка на компании немного снизится, сотрудники получат чуть больше гарантий защиты своих прав. В целом упорядочивание отношений — это всегда позитивный процесс, в том числе и для бизнеса, который сможет точнее прогнозировать свои затраты.
С определенными трудностями столкнутся разве что государственные организации и производственные предприятия, у которых часто возникает необходимость привлечения работников в выходные или праздничные дни. Сотрудники могут попросту не захотеть выходить на 2 часа, поскольку теперь это невыгодно работникам предприятий и организаций: оплачиваться переработка будет только исходя из количества часов, фактически отработанных в выходной или праздничный день, а не за полный день, как это было до принятия закона.
Некоторые опасения вызывают возросшие до 1 млн штрафы, но будем смотреть на практику правоприменения.
А вот для нашей отрасли — сферы маркетинговых коммуникаций — принятие нового закона, скорее всего, пройдет незаметно.
Наше агентство почти 20 лет живет в координатах почасовых ставок — наши заказчики не просто понимают, но нередко сами запрашивают оценку стоимости наших услуг в человеко–часах. По моим оценкам, в год примерно 15–18% рабочего времени сотрудников event–подразделения приходится именно на выходные дни и вечерние часы.
Автор: президент группы компаний Pro–Vision Владимир Виноградов