Как мусор стал объектом для сплочения трудовых коллективов

Автор фото: Zuma/TASS
Автор фото: Zuma/TASS

В год экологии все больше российских компаний выбирают необычные сценарии выездных летних корпоративов: экологические квесты, предполагающие совместную уборку мусора или посадку деревьев. Главное — не путать экоквест и тимбилдинг с обычным субботником, предупреждают эксперты. Иначе эффект от корпоратива будет совершенно обратным.

Уборка мусора или посадка деревьев в формате квеста с артефактами и участием всех сотрудников вплоть до генерального директора — это не современный вид субботника, а новые сценарии летних корпоративов. В первом случае важен результат, а во втором — процесс, то есть тимбилдинг и сплочение команды, подчеркивают HR–специалисты.
Новизна таких экоквестов, впрочем, спорна: первые компании, предлагающие корпорациям проведение экологических тимбилдингов, появились в Петербурге примерно в 2012 году. Другое дело, что в моду экологические корпоративы вошли сравнительно недавно, около года назад, и продолжают набирать популярность. Среди известных компаний — операторов подобных корпоративов "Pro отходы" и "Подари дерево", "Мусора. Больше. Нет.", "Чистые игры".
"Различные активности для молодежи, связанные с экологией, — действительно очень популярное сейчас направление, мы видим это на примере своего проекта KFC Battle, — говорит Илья Политковский, представитель "KFC Россия". — Участники с радостью играют с природой в одной команде и готовы вдохновлять других бережно относиться к окружающему миру".
Компании, которые уже проводили для своих сотрудников экокорпоративы, объясняют, что молодые сотрудники действительно быстрее других поддерживают такой вид отдыха и показывают результат, который нужен HR.
"Неслучайно, что компании, видя заинтересованность молодежи в подобном отдыхе, стремятся воспользоваться этим интересом для своих корпоративных целей — тимбилдинга, повышения лояльности и социальной ответственности", — объясняет Илья Политковский.
Такие мероприятия, говорит Екатерина Сыроежкина, менеджер по развитию бизнеса Hays, более чем эффективны для HR–целей: они позволяют сотрудникам не только почувствовать сплоченность внутри коллектива и установить личный контакт, как это бывает, например, во время спортивных игр, но и, как в случае уборки мусора, изменить мир к лучшему. Кроме того, уверена она, участие в таких корпоративах помогает каждому сотруднику повысить свою самооценку — это зависит от принесенной пользы, которую, к тому же, видно сразу.
"После сбора мусора и отдыха на природе заметно улучшается атмосфера в коллективе, — отмечает Екатерина Сыроежкина. — Хотя полностью заменять корпоративные развлечения и застолье только общественно полезным трудом — не лучший вариант. Необходимо чередование разных видов корпоративного отдыха с учетом интересов всех сотрудников".
Такого же мнения придерживается Ирина Меньщикова, руководитель отдела персонала инжиниринговой компании "Лиман–трейд". "Классический и экоформат летнего отдыха надо ротировать, дабы не было перегиба ни в одну из сторон, — объясняет она. — Важно, чтобы полезное дело не превратилось в глазах сотрудников в некую повинность, которую необходимо исполнять каждый год".

Ежегодные эковыезды

Компаний, готовых объединять летний выезд на природу с пользой для экологии, довольно много. Известно, что экоквесты для своих сотрудников заказывали "Русал", Сбербанк, Timberland, Starbucks, PwC, Coca–Cola Hellenic, UPS, Accor, "Ореол" и другие.
"Мы уже 11 лет ежегодно проводим "Лесной десант": помогаем нашим поставщикам заниматься лесовосстановлением в Ленинградской и Новгородской областях. После высадки деревьев проводим квест по экологической тематике", — рассказывает Наталия Малашенко, директор по корпоративным отношениям UPM.
"Уже 18–й год подряд мы организуем двухдневный корпоративный палаточный выезд для своих сотрудников за город на озеро. Главная цель такого корпоратива — неформальное общение, отдых и тимбилдинг, — говорит Эвелина Юн, руководитель департамента внутренних коммуникаций "АстроСофт". — Как правило, наши сотрудники становятся участниками и экологического квеста: только в прошлом году собрали в общей сложности более 20 двухсотлитровых пакетов мусора с одного берега".
Впрочем, формат экоквеста интересен не только большим корпорациям, говорит Ирина Меньщикова. Компании малого и среднего бизнеса тоже могут воспользоваться услугами операторов подобных программ — обычно экоквесты дешевле классических летних корпоративов.
Экотимбилдинги эффективны для компании потому, что создают в команде позитивную атмосферу, повышают лояльность к работодателю, позволяют оценить сплоченность коллектива и найти проблемы в коммуникации, уверена Ирина Меньщикова.
"В такие моменты понимаешь, что должности и статусы не важны, мы все равны. Руководители департаментов нашей компании занимаются уборкой леса наравне со всеми. А когда видишь результат совместной работы — чистую территорию, чистое озеро, — понимаешь, что ни один тимбилдинг не заменит этого чувства единения", — согласна Эвелина Юн.
"Сравните сами: корпоратив или корпоратив со смыслом", — предлагает Екатерина Семенихина, один из организаторов "Чистых игр".
Для сотрудников важно гордиться компанией, в которой они работают, согласна Эвелина Юн: им приятно рассказывать, что их компания заботится не только о получении прибыли, но и об окружающей среде. "Это повышает лояльность сотрудников и укрепляет HR–бренд компании, так что уборка территории может служить отличным дополнением к классическому корпоративу, повышая социальную значимость всех участников такой операции", — уверена Эвелина Юн.
"Все вместе игроки делают большое доброе дело: так, за два часа 100 человек могут собрать до пяти тонн мусора, это 500 штук 120-литровых мешков. Такой результат не просто воодушевляет, он создает wow-эффект, появляется понимание того, что поодиночке нам не сделать того, что мы можем вместе", - объясняет Екатерина Семенихина. По ее словам, обычно такие мероприятия заказывают на 100-200 человек. Мероприятие длится 3-4 часа, включая старт, викторину, награждение, пикник и дополнительные мастер-классы.

Оставьте это для волонтеров

Однако не все работодатели уверены, что сотрудники оценят по достоинству идею экокорпоратива. Альберт Мицевич, руководитель отдела по работе с персоналом МФК "Честное слово", считает, что такой нестандартный формат требует дополнительного обсуждения с коллективом, так как, по его мнению, не все будут готовы провести день рождения компании, занимаясь уборкой мусора или высаживая деревья.
"Формат игр и квестов для большинства сотрудников является одноразовым и далеко не всегда интересным, — предупреждает Ольга Бургсталлер, директор HR–департамента CAF Group. — Но самое главное: тимбилдинг — это мероприятие, которое должно сплачивать команду для определенных результатов определенными инструментами, а вот уборка мусора в число таких инструментов, как правило, не входит". Более того, с учетом ментальности российских сотрудников заменять экологическими акциями классические корпоративные мероприятия будет большой ошибкой менеджмента, считает эксперт.
Генеральный директор страхового общества "Помощь" Александр Локтев тоже не считает уборку мусора в лесу хорошей идеей для корпоратива, советуя оставить такое мероприятие для волонтерской акции или субботника.