Смешна, как жизнь. Выставка скульпторов Дмитрия и Даниила Каминкеров в "Эрарте"

 

Сколько искусство ни сокрушает устои, оно неотделимо от традиций. Пусть деконструктивисты бушуют на арт–фронтах, все продолжается, как встарь, даже династии скульпторов. На выставке в "Эрарте" представлены работы Дмитрия и Даниила Каминкеров, отца и сына, — известной петербургской семьи художников. Каминкеры — одни из создателей Деревни художников, которая вот уже 30 лет живет и побеждает в Коломягах, несмотря на наступающие со всех сторон многоэтажки. Арт–колония на северо–западной окраине во многом определяет облик не только петербургского искусства, но и нашего города. "Авиатор" Дмитрия Каминкера встречает и провожает путешественников в терминале Пулково. Его "Гребец" на Первом суздальском озере давно полюбился не только коллегам по цеху, но и жителям Шувалово и Озерков.
Дмитрию Каминкеру удалось найти верное сочетание модернистской иронии и выразительной архаической формы. Многие его работы высмеивают стереотипы и клише. Оборотень в погонах — эхо медийной кампании десятилетней давности. Фундаменталист, пронзающий кинжалом балерину, — образ, становящийся все более актуальным. Помимо сатирической скульптуры Каминкер запоминается цеховыми шутками. Атлант переквалифицировался: теперь он держит не небо, а свод гигантской туфли. В древнеримском цирке закипает месиво тел: это дикие звери терзают первохристиан. Тут же присоседился романтичный палач, точно пописывает стишки.
Каминкер интересен не только чувством юмора. Его собаки, сколоченные из грубо обтесанных бревен, трогательны и сердиты. Особенно та, что лает то ли на зрителя, то ли на окружающую действительность, оторванную от эстетического идеала. В отличие от соцартистов и митьков славу скульптору принесли серьезные и даже пафосные вещи. Его визитная карточка — "Возвращение блудного сына". Эта скульптура, как и многие его работы, собрана из бесформенных кусков материала. Бревна, брус, жердь, кирпич — в одну минуту статуя распадается на вещи. И тут же вновь предстает как библейский сюжет: коленопреклоненный сын прощен отцом, превозмогшим гнев и скорбь. Эта вещь смешна, как "Дон Кихот" Сервантеса, как "F For Fake" Орсона Уэллса. Смешна, как жизнь.