Не от хорошей жизни: почему россияне не хотят заниматься бизнесом

Автор фото: Коньков Сергей

Индекс предпринимательской активности у российских бизнесменов за 10 лет вырос вдвое и составил в 2016 году 11,3% — рекордный показатель за всю историю наблюдений. Но рано радоваться, предупреждают эксперты Высшей школы менеджмента СПбГУ: по показателю предпринимательской активности Россия все равно занимает последнее место среди 66 стран мира, в которых проводится исследование бизнес-устремлений.

Высшая школа менеджмента (ВШМ) Санкт-Петербургского госуниверситета презентовала итоги глобального мониторинга предпринимательства за 2016 год (Global Entrepreneurship Monitor, GEM). Это исследование с 1997 года проводят ученые из Великобритании, США, Финляндии и Ирландии. В 2006 году к GEM подключилась Россия в лице ВШМ.
В исследовании участвуют 200 тыс. человек из 66 стран мира, в которых проживает 69% всего населения земли и создается 85% мирового ВВП. Эксперты ежегодно опрашивают предпринимателей и не занятых в бизнесе граждан, выясняя уровень и характер предпринимательской активности.
Руководитель проекта GEM в России доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Ольга Верховская рассказала, что в 2016 году индекс предпринимательской активности (ИПА) в России среди владельцев бизнеса оказался самым высоким за всю историю наблюдений: он составил 11,3% против 5,6% в 2006-м. При этом активность ранних предпринимателей (то есть тех, кто только начал свой бизнес) составила 6,3%, устоявшихся бизнесменов (они уже занимаются предпринимательством не первый год) — 5,3%.
Однако переоценивать эти результаты не стоит, предупреждает Ольга Верховская, так как в целом по уровню активности мы все равно занимаем последнее место среди стран-участниц проекта: только 2,1% россиян из тех, кто не занимается бизнесом, допускают в ближайшее время открытие собственного дела. Для сравнения: в Египте и Буркина-Фасо, занимающих лидирующие позиции в рейтинге, таких граждан 60%, в Израиле — чуть больше 20%, во Франции — 18%, в США — 11,5%, в Финляндии и Италии — около 10%, в Великобритании — 9%, в Германии — 7%.
ИПА высок обычно в сырьевых странах, а также там, где граждане не имеют возможности заработать иным способом, кроме как открыть собственное дело. Таких вынужденных предпринимателей в России в 2016 году было 69%.
В тех странах, где люди могут рассчитывать на заботу о них со стороны государства, они бросаются в пучины бизнеса, только если того требует их кипучая деятельная натура.
Неужели наше отечество обеспечило гражданам столь комфортные условия жизни, что о собственном бизнесе они и думать не хотят? Правильный ответ: все прямо наоборот. Объясняя свою деловую пассивность, граждане указывают, что от погружения в бизнес их удерживает неблагоприятная политика государства в отношении предпринимателей ("постоянно меняются правила игры", "нет реально действующего правового поля и законов", "государство непредсказуемо и агрессивно"), дороговизна кредитов и отсутствие у банков желания кредитовать бизнесменов, высокая коррупция, непреодолимые бюрократические барьеры.
Иными словами, и в бизнес россияне идут от безысходности, и отказываются от мечты о собственном "свечном заводике" — тоже не от хорошей жизни.
Больше всего потенциальных и реальных предпринимателей интересуют сферы строительства и переработки сырья (здесь занято 40% устоявшихся и 37% ранних предпринимателей) и потребительский сектор (34% и 48%). Услуги для бизнеса предоставляют только 15% устоявшихся и 9% ранних бизнесменов.
Для сравнения: в эффективностно и инновационно ориентированных странах (так эксперты ВШМ называют те страны, где основу экономики составляет не сырьевой сектор, а перерабатывающая и инновационная промышленность) бизнесмены чаще всего выбирают для предпринимательской деятельности другие сферы. Так, в эффективностных экономиках (в число таких стран эксперты включили, например, Китай, Малайзию, Таиланд, Бразилию, Индонезию) 51% устоявшихся и 59% ранних предпринимателей выбирают потребсектор, а строительство и переработку — соответственно 28% и 22%. Бизнес-услуги оказывают 11% и 12%.
В инновационных (Испания, Франция, Израиль, Канада, США, Швейцария, Великобритания) в сегменте B2B занято существенно больше предпринимателей: 28% устоявшихся и 27% ранних. Открывать свое дело в сфере строительства и переработки предпочитают 28% устоявшихся и 22% ранних предпринимателей в таких странах, а в потребительском секторе пробуют свои силы соответственно 36% и 47% деловых людей.
Это еще раз подтверждает: предпринимательская активность в России катастрофически низкая, поэтому товары и услуги для бизнесменов особым спросом не пользуются.
Печальная предпринимательская картина не смущает ни руководство страны, ни чиновников в регионах — они попросту не интересуются результатами GEM. То есть некоторые, конечно, знакомы с данными мониторинга, но как ориентир при выработке стратегии развития поддержки предпринимательства органы власти GEM не используют, сетуют эксперты ВШМ. Но не оставляют надежды, что ситуация изменится к лучшему.