"Метрострой" под новыми знаменами

Автор фото: Метрострой

Акционеры петербургского "Метростроя" 19 июня избрали нового генерального директора. Компанию возглавил сын Вадима Александрова, руководившего "Метростроем" с 1991 года, — Николай Александров. В интервью "Деловому Петербургу" он рассказал о задачах, которые компании предстоит решать в ближайшее время.

Вы строитель во втором поколении и более 10 лет работаете в компании. Под вашим непосредственным руководством построены и введены в эксплуатацию ряд значимых для города и технически сложных объектов: Комплекс защитных сооружений Санкт–Петербурга от наводнений, Ленинградская АЭС–2 в Сосновом Бору, вы курировали работу на стадионе. Чем будет отличаться ваша нынешняя деятельность в статусе генерального директора компании "Метрострой"?

— Думаю, что прежде всего количеством работы и еще большей нагрузкой, чем раньше. Мои сильные стороны — финансы и руководство строительством крупных и сверхкрупных объектов промышленного и гражданского назначения, строительство подземных сооружений. Теперь на мне будет еще и воплощение в жизнь стратегии развития "Метростроя", его кадрового потенциала, упрочение позиций компании на рынке, внедрение новых производственных мощностей и технологий, расширение зон влияния.

Какие перестановки в кадровом составе ожидают компанию под вашим руководством?

— Люди — это основа работы "Метростроя". Все, что было достигнуто, — это заслуга наших сотрудников — от руководителя до рабочего. Все, чего мы добились, основано не на принципе проб и ошибок, а на фундаменте точного инженерного расчета. Каждый занимается в коллективе своим делом со своей зоной ответственности и фронтом работ. Менять это я не планирую.
Другое дело, что всегда есть талантливые работники с высоким уровнем работоспособности и творческим отношением к делу, которые нуждаются в карьерном росте, и есть те, кто устал от одних и тех же задач и жаждет новых побед. Поэтому первоочередная задача — усиление кадрового резерва, развитие потенциала и грамотная ротация персонала. И, конечно, хотелось бы привлечь в компанию новых людей, способных перевернуть мир в плане внедрения новых технологий и справиться с неожиданными и нестандартными задачами. Постоянное улучшение качества профессиональной жизнедеятельности и безопасности — вот главный ориентир. И если для этого будут требоваться кадровые перестановки, значит, мы их сделаем.

Как изменился рынок за последние годы? Что вы думаете об основных направлениях его развития?

— Главная тенденция — стратегический упор на масштабное освоение подземного пространства. Уверен, что коллектив "Метростроя" будет играть первостепенную роль в этом сложном процессе. Второй момент — усиление профессионального позиционирования, формирование отрасли метростроения как ресурса, способного применять накопленные знания для формирования нового города — более масштабного, техногенного, современного. Дан старт новому этапу масштабного развития подземки. В ближайшие годы коллективу предстоит выполнить значительный объем работ в рамках реализации программы развития Санкт–Петербургского метрополитена до 2020 года. Метро будет развиваться вместе с ростом города, и важно соответствовать новым вызовам. То, что сейчас происходит, — это слияние практического и теоретического опыта и более тесное взаимодействие между проектировщиками, строителями и инженерным составом при решении государственных задач по развитию города и строительству подземных сооружений. Изменяются подходы, технические требования к объектам постоянно повышаются. Каждый проект — вызов. Сегодня любая стройка — это сочетание инженерного интеллекта зданий, безопасности и технологичности. Усложняются задачи, сокращаются сроки реализации, а применение технологий метростроения сегодня важно не только для создания тоннелей и метро, но и для проектирования и строительства масштабных проектов. Соответствовать новым тенденциям нам позволяет огромный опыт, умение работать в сложных геологических условиях, наличие уникальных технологий, преданность городу и практически военная дисциплина.

Многие считают, что при строительстве метро необходимо отказаться от архитектурных изысков и сосредоточиться на безопасности и функциональности. Что вы думаете по этому поводу?

— Думаю, все одинаково важно. Но качество проектирования и строительства — в первую очередь. От него зависит и безопасность, и функция, и сохранение инженерных и эксплуатационных характеристик станции.
Что касается эстетики — тут я однозначно за то, чтобы продолжать архитектурные традиции советского и постсоветского периода. Из общей сметы на творческое оформление станций тратится не более 3%, при этом использование камня, мозаики, архитектурных элементов и решает вопросы качества нахождения людей под землей, и создает навигационную безопасность. К созданию подземного ансамбля на протяжении всего времени существования метро привлекались лучшие архитекторы своего времени. Художественно–выразительные образы и формы производят сильнейшее впечатление на гостей культурной столицы и являются объектом туристического интереса. И еще одна мысль: метро сейчас — это своеобразная топонимическая и историческая летопись города, каждая станция посвящена определенному событию. Так зачем отказываться от этого, при том что к существенной экономии это не приведет, а объекты потеряют свою уникальность.
"Метрострой" — одна из немногих компаний, которые не растеряли свои наработки и кадры при переходе от социализма к рыночной системе, как многие когда–то знаменитые советские бренды, а с достоинством вышла из сложной ситуации, приумножив свои ресурсы — человеческие и технические. И художественная уникальность наряду с высокими стандартами качества строительства, точностью инженерного проектирования — это основные грани нашего наследия, которые мы продолжим беречь.

Планируете ли вы развивать свою деятельность на международном рынке?

— Мы работаем в данном направлении. Еще в советские годы наши специалисты курировали строительство подземных сооружений в Праге и бывших странах СНГ, консультировали зарубежных коллег. Сегодня мы регулярно посещаем международные конференции, форумы, профессиональные дискуссии в разных странах.
В новой истории заключили концессионное соглашение с индийскими партнерами на строительство метро в городе Дели — там выполнено техническое сопровождение проекта. Был опыт нашего присутствия и на рынке Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Планируем ли мы развиваться в данном направлении? Скажем так, нам интересно рассматривать разные предложения, если они касаются наших профессиональных компетенций, и, конечно, работа на международной арене является важным приоритетом. Но только после родного города. А здесь еще столько не сделано.

Как вы ощущаете себя в новой должности? Какие задачи вы ставите перед собой сейчас?

— Чувствую гордость. Безусловно, гордость и ответственность. За названием компании "Метрострой" стоит история многолетнего развития города, признанная школа подготовки инженерных, технических и рабочих кадров в сфере подземного транспортного строительства. Быть частью этой школы ответственно и почетно одновременно. А уж руководить — тем более.
В коллективе меня научили, что такое преданность любимому делу, результативные показатели в работе, умение доводить задуманное до конца. Конечно, я понимаю меру ответственности. Результаты труда моего отца по праву заслужили глубокое уважение руководства города, петербуржцев. Я горжусь его достижениями, но вижу и свою собственную дорогу. Сильный характер объединяет представителей нашей профессии, и думаю, что мне он передался по наследству и в рамках коллективного воспитания.
Новый период развития, качественно иной и не менее ответственный, — совершенствование технологий, отлаживание бизнес–процессов, финансовая стабилизация системы и поиски нового вектора развития. Вы спрашиваете, как я себя чувствую? Как часть отлаженного механизма, который нужно сделать еще более высокотехнологичным. Текущий год для нас очень сложный и ответственный. И конечно, реализация масштабной программы невозможна без постоянной оптимизации самого процесса строительства — этим и займусь в первую очередь.

Биография

Николай" Александров

> С 2006 года занимает должность заместителя генерального директора ОАО "Метрострой".
> В июне 2017 года общим собранием акционеров ОАО "Метрострой" избран на должность генерального директора компании сроком на 5 лет.
> С 2014 года возглавляет Российскую федерацию хоккея на траве.
> Носит звание "Почетный строитель России".


Справка

ОАО" "Метрострой"

> История компании началась с 21 января 1941 года. Современное название компания получила после приватизации в 1991 году.
> Является основным строителем петербургского метрополитена.
> Кроме метро участвует в строительстве наземных объектов, таких как Комплекс защитных сооружений от наводнений, ЛАЭС–2, вторая сцена Мариинского театра, стадион на Крестовском.