Культурный пробел

Петербуржцы стали меньше интересоваться театрами и музеями. Культурные учреждения вынуждены бороться за зрителей.

На заседании правительства Петербурга председатель комитета по культуре Константин Сухенко рассказал, что петербуржцы стали реже посещать учреждения культуры по сравнению с прошлым годом. Он также отметил, что показатель посещения театрально–концертных мероприятий выполнен только на 92% и связал это со снижением доходов населения. Губернатор Георгий Полтавченко в ответ предложил подумать над тем, что же можно с делать с угасающим интересом к культурным учреждениям, и предложил организовать коллективные просмотры спектаклей и скидки на билеты. "ДП" выяснил, как в других городах культурные учреждения борются за внимание посетителей.

Селфи с экспонатом

Если еще несколько лет назад в музеях неодобрительно смотрели на тех, кто достает смартфон, то сейчас там специально побуждают посетителей делать селфи и даже отмечают те зоны, где снимок получится максимально эффектным. Так учреждения культуры стремятся привлечь большее количество молодежи и обеспечить широкое освещение своих мероприятий в социальных сетях. Например, в хельсинкском HAM (Helsinki art museum) у входа посетителей ждут нескучные наставления о том, как по–новому взглянуть на арт–объекты, там, в частности, сообщается, что селфи с экспонатом — это один из способов взаимодействия с искусством. В центре Жоржа Помпиду в Париже еще в 2015 году наиболее удачные места для селфи пометили специальными стикерами, а в Музее современного искусства Сан–Франциско спроектировали террасы, на которых посетителям было бы удобно делать селфи. Национальный музей Швеции несколько лет назад даже организовал выставку, посвященную связи автопортретов в классическом искусстве и современных селфи, — посетителям тогда предлагали сфотографировать себя и поучаствовать в выставке.

Культурные технологии

Музеи, вынужденные постоянно вести борьбу с индустрией развлечений, идущей в ногу со временем, уже не первый год пытаются взять на вооружение современные технологии. В 2016 году Гарвардский художественный музей представил высокотехнологичный проект, с помощью которого посетители могли увидеть картины абстракциониста Марка Ротко такими, какими их создавал художник. Дело в том, что со временем работы художника потускнели, но технические специалисты в сотрудничестве с историками при помощи проекций на оригинальные полотна смогли показать зрителям, как выглядели картины несколько десятилетий назад.
Дополненную реальность музеи и театры используют уже не первый год. Например, в 2011 году эту технологию начал использовать Государственный Русский музей.
В том же году с новыми технологиями начали экспериментировать в сингапурском Музее азиатских цивилизаций — там с помощью дополненной реальности посетителей вовлекали в образовательный процесс, что–то вроде квеста, в ходе которого пришедшие в музей, например, могли написать скрипт на древнекитайском или успеть покомандовать армией. В 2016 году сингапурский музей решил задействовать и виртуальную реальность — посетителям на входе выдавали очки, с помощью которых те могли стать пассажирами корабля IX века, терпящего крушение.
В 2015 году несколько парижских театров заявили об использовании технологии дополненной реальности, которая позволит не говорящим на французском зрителям видеть субтитры на английском языке.
А в нынешнем году Министерство культуры России рассказало о запуске приложения ARTEFACT с использованием технологий дополненной реальности, которое поможет получить информацию об экспонате едва ли не в любом музее.