Потребители объявляют войну

Если в России потребительский бойкот ничем не заканчивается, то на Западе это испытанный инструмент влияния на бизнес.

Среди мнений о прошедших в День России митингах больше всего внимания, конечно, привлекли самые резкие высказывания. Так, например, директор по связям с общественностью компании "МегаФон" Петр Лидов назвал митингующих "малолетними дегенератами". Это заявление не оценили сотни клиентов сотового оператора, которые раскритиковали сотрудника компании за такую публикацию. Многие из них пообещали отказаться от услуг компании или рассказали, что уже убедили в этом своих знакомых. Петр Лидов впоследствии принес извинения, сказал, что был неправ, и отметил, что "МегаФон" ни при чем. Успокоит ли это всех, кто обещал отказаться от услуг компании, пока неясно, но, как показывает практика, в России такие ситуации часто завершаются без особых потерь для компаний, даже в тех случаях, когда никто не приносит извинений.

Здесь это не работает

В сентябре 2016 года, например, пользователи собрались бойкотировать сервис Aviasales. Скандал разгорелся после шутливого поста, якобы написанного американским актером Брэдом Питтом о разводе с женой и необходимости летать в Африку к своим детям, которых в публикации называли "массовкой". Замечание о некорректности такого поста сделала главный редактор издания Wonderzine Ольга Страховская, обвинившая представителей компании в расизме. Ответить на обвинение решил создатель Aviasales Константин Калинов — он обрушился на сотрудницу издания с потоком нецензурной брани, после чего последняя призвала к бойкоту компании, а пользователи соцсетей поддержали эту идею. Калинов, правда, тогда дал понять, что потребительский бойкот его не пугает. "Уйдут ну 20, ну 50 человек — с нашими миллионными объемами это ни о чем", — заявил он.
Также в компании отметили, что "уровень общественного порицания никогда не работает в минус".
Совсем иначе обстоят дела с эффективностью потребительских бойкотов за рубежом. Там потребители действительно массово отказываются от услуг компаний, стоит последним хоть чем–то не угодить клиенту. А иногда причины бойкота могут быть откровенно смехотворными и никак не связанными с деятельностью компании.

Докатились до бойкота

Один из недавних примеров того, как разъяренные клиенты могут повлиять на работу компании, — отказ более 200 тыс. американцев от услуг Uber. Клиенты, разгневанные антимигрантским указом Дональда Трампа, расценили участие главы компании Трэвиса Каланика в консультационном совете при президенте как согласие с политикой последнего. В Сети появился вирусный хештег #DeleteUber, а отказавшиеся от услуг компании клиенты тут же подключались к ее конкуренту — аналогичному сервису Lyft. Трэвис Каланик был вынужден объяснять, что его поняли неверно, критиковал указ Дональда Трампа, обещал компенсации водителям, которые пострадают от нового закона, и в итоге вообще покинул консультационный совет.
Бренд спортивной продукции Nike испытал на себе гнев потребителей намного раньше — еще в 1990 году. Тогда студенты множества американских вузов даже устраивали голодные забастовки, во время которых призывали отказаться от спортивной одежды этого производителя. Причиной острой критики стала информация о так называемых потогонных фабриках компании, где использовался детский труд и нарушались условия работы. Активный протест тех времен считается одним каноническим примером того, как клиенты заставили компанию переосмыслить свою работу и сменить правила игры, став более прозрачной.

На всякий случай

Случалось, что импульсивное решение бойкотировать ту или иную компанию имело под собой достаточно странные основания.
Например, в 2013 году писатель и борец за права сексуальных меньшинств Дэн Сэведж после того, как в России был принят закон о запрете пропаганды гомосексуализма, призвал бойкотировать водку "Столичная". Сочувствующие активисты идею с радостью поддержали. Правда, водка под этим брендом на тот момент выпускалась не только в России, но и за рубежом, в частности в Латвии. Поняв, что решение призывать отказаться именно от этого алкогольного бренда не слишком логичное, активисты в итоге решили бойкотировать не водку, а российскую нефть, а заодно призвали игнорировать предстоящую Олимпиаду в Сочи.