«Платон» не вошел в список главных проблем перевозчиков Юга России

Об этом сами участники рынка заявили в ходе делового завтрака, который организовала ГК «Деловые линии». Круглый стол по проблемам отрасли прошел в Краснодаре. Перевозчики едины во мнении, что кроме «распиаренной» системы взимания платы за проезд по федеральным трассам существует много других законодательных инициатив, которые не менее, а иногда и более важны для отрасли. И чреваты большими затратами.

Платон, документооборот и АВС
«Платон» — объемная, но необходимая статья расходов. Так считают участники рынка, которые собрались на круглый стол «Деловых линий» в Краснодаре. Представитель компании СДМ Михаил Акжаян отметил, что против системы взимания платы выступают по большей части частные организации, которые перевозят грузы по «серым» схемам.
Но существенный недостаток в системе все же есть: нет электронного документооборота и возможности детализировать расходы. Поэтому грузоперевозки не могут доказать своим заказчикам добросовестность и порядочность деятельности.
«Вместо сервисной организации мы получили аналог налоговой инспекции, которая, по сути, оказывает госуслугу по сбору платежей, — добавил учредитель компании «АрТранс» Владимир Гурьянов. — Но туда нужно специально каждый раз приезжать для оформления документов».
Не меньше сложностей с документооборотом доставил и «пакет Яровой», в частности, связанные с ним дополнения в закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», которые существенно усложнили процесс приемки-передачи груза. Известно, что перевозчик теперь обязан проверять достоверность документов, предоставленных клиентом, а также сведений о параметрах груза и условиях его транспортировки.
«Новые требования из «пакета Яровой» ударили в первую очередь не по FTL-сегменту (перевозка целыми машинами), а по экспедиторам, которые перевозят сборный груз», — отметил директор управления по экспедиторской деятельности группы компаний «Деловые линии» Михаил Петров.
Еще одно нововведение, касающееся рынка перевозок грузов, — пункты контроля веса. Это системы, которые самостоятельно взвешивают фуры и оформляют штрафы. Эта система еще не внедрена только на Юге России, но остальная часть страны пока не до конца понимает некоторые моменты. Представители компаний-грузоперевозчиков считают, что пункты весового контроля необходимо дополнительно настраивать для упрощения и улучшения их работы.
«Мы добиваемся, чтобы весовой контроль работал честно. Данные по поверке комплексов должны быть общедоступными, методика измерения должна быть прозрачной и понятной. Пока не выполнены данные условия, мы поддерживаем предложение убрать ответственность за развесовку по осям и оставить ответственность только по факту превышения полной массы транспортного средства», — заявил Михаил Петров из «Деловых линий».
Страхование и ответственность
Другая тема обсуждения на мероприятии — страхование грузов. В данный момент условия сохранности груза — это проблемная область работы, поскольку правоохранительные органы долго оформляют протоколы и часто с подозрением относятся в первую очередь к водителям фур, которые вскрывают неизвестные.
Небольшие компании обращаются к более крупным операторам, которые, в свою очередь, имеют штат юристов и службу безопасности, которые занимаются подобными вопросами.
Кроме того, проблемой для перевозчиков является страхование, поскольку слишком высокие тарифы делают его фактически невозможным к применению.
По словам директора департамента по развитию FTL ГК «Деловые линии» Артема Ефимова, компания страхует все грузы на сумму 10 млн рублей и это покрывает расходы на различные непредвиденные ситуации.
«Сейчас «Деловые линии» разрабатывают программу лояльности для партнеров, совершающих определенное количество рейсов. Страхование — один из пунктов программы. Тариф дифференцирован и зависит от стоимости груза», — добавил Артем Ефимов.
Условия работы, труд и отдых водителей, ценообразование
Еще одной важной темой обсуждения на встрече стало то, что условия работы «индивидуалов» и крупных транспортных компаний несправедливо разнятся из-за изменения в законодательстве. Крупным игрокам приходится тратить много средств на соблюдение всех требований, тогда как частные лица не имеют дополнительных расходов.
«Законодатели не с теми борются. Они выставляют счета нам, добросовестным перевозчикам. А проблема в том, что разрушают дороги машины, перевозящие крупнотоннажные грузы: стройматериалы, песок, гравий», — считает учредитель «АрТранс» Владимир Гурьянов.
Участники делового завтрака, помимо прочего, коснулись темы ограничений труда и отдыха водителей. Те компании, кто неточно соблюдает все нормы, имеют бОльшую прибыль и оборот, то есть, пренебрегая безопасностью, они развиваются. Поменять принцип действия можно только путем ужесточения контроля за соблюдение правил движения.
Кроме того, компании беспокоит ценообразование
«Себестоимость километра на Юге России и на Урале может различаться на 10 рублей из-за разницы стоимости топлива, разной амортизации из-за качества дорог и прочего. Единой цены по России нет и никогда не будет», — уверен директор компании «СДМ» Михаил Акжаян.
Владимир Гурьянов отметил, что текущие цены рынка выгодны компаниям только сейчас, но если заложить стоимость новых машин, которые нужно приобрести в будущем, и пересчитать другие параметры, то тарифы существенно изменятся.
В подготовке влияющих на отрасль законов, как и в их последующей корректировке, участвует очень много различных групп влияния и очень мало самих перевозчиков, отмечает директор управления по экспедиторской деятельности ГК «Деловые линии». Кроме того, многие изменения вносят те, для кого транспортный бизнес не является основным (представители ретейла, производители со своим автопарком и т. д.).
Как решать проблемы?
Участники встречи согласны с тем, что правительство и бизнес могут прийти к консенсусу во многих вопросах, но для этого нужен постоянный диалог друг с другом. Именно для этого и создана рабочая группа при Минтрансе РФ, в которую входят и представители «Деловых линий».
«Конкретных предложений к Минтрансу со стороны отрасли пока мало, — отметил директор управления по экспедиторской деятельности «Деловых линий» Михаил Петров. — Мы проводим встречи с нашими партнерами по всей России, чтобы аккумулировать все четкие и внятные претензии и идеи. Затем в рамках рабочей группы будем вносить максимально конкретные предложения по корректировке существующего законодательства».