Четыре миллиарда в уме

"ДП" изучил отчетность петербургских жилкомсервисов и управляющих компаний и обнаружил крупную недостачу. Речь идет о 4 млрд из 20 млрд рублей, собранных с петербуржцев на управление, ремонт и содержание жилых домов в 2016 году.

Как выяснил "ДП", большинство жилкомсервисов (ЖКС) и управляющих компаний (УК) занижают в своей отчетности на портале "Реформа ЖКХ" суммы коммунальных платежей, собранных с петербуржцев по статьям "текущий ремонт", "управление" и "содержание" домов. По итогам 2016 года из их отчетностей по этим трем статьям пропало почти 4 млрд рублей.
Кроме того, по 8,8 тыс. из 17,9 тыс. петербургских домов, находящихся в управлении ЖКС и УК, данные о сборах по трем ключевым статьям оказались вообще не раскрыты в срок, указанный в законе, — до конца марта 2017 года. За это жилищная инспекция могла бы выписать штрафы на 263 млн рублей, но не стала пополнять городской бюджет.
Впрочем, чиновники Смольного и инспекторы не увидели в этом ничего плохого. Они пообещали напомнить ЖКС и УК, что отчетность нужно публиковать, а исчезновение 4 млрд рублей объяснили погрешностью, связанной с изменениями тарифов, и другими нюансами.
Между тем расследование "ДП" показало, что речь идет скорее о привычке коммунальщиков распоряжаться деньгами, собранными с петербуржцев, как своими собственными.

Немного математики

По закону все ЖКС и УК обязаны весной публиковать на портале "Реформа ЖКХ" отчетность о деньгах, собранных со всех домов за прошлый год. Но рядовой петербуржец не может проанализировать эти данные в масштабах своей управляющей компании, поскольку для этого нужны навыки программирования.
По запросу проектного центра "Инфометр" (партнеры "ДП" в этом расследовании, взявшие на себя сбор и аналитику открытых данных) администрация портала предоставила доступ к своему API. Это позволило проанализировать отчетность всех петербургских ЖКС и УК.
Для изучения мы взяли ту часть коммунальных платежей, которая поступает на счета самих ЖКС и УК. Эти деньги собирают с собственников недвижимости в основном по трем статьям. В знакомой каждому петербуржцу квитанции они обозначены как "текущий ремонт" (деньги на ремонт подъездов, установку стеклопакетов и подобные работы), "управление" (деньги на работу самих ЖКС и УК) и "содержание" (деньги на сборку мусора, мытье лестничных площадок и прочее).
Подсчитать, сколько денег с дома собрали по любой из этих статей за год, легко: нужно умножить площадь дома на тариф (см. "Как подсчитать..."). Их устанавливает комитет по тарифам. Поменять тариф можно, если владельцы жилья и нежилых помещений соберутся, примут такое решение, запротоколируют его. Но на практике это происходит нечасто. Как правило, ЖКС и УК, в особенности жилкомсервисы, принадлежащие Смольному, пользуются стандартными тарифами.
Кроме меняющихся тарифов результаты подсчетов по такой формуле могут быть с погрешностью, поскольку в статью "содержание" коммунальщики включают самые разные услуги. Но в любом случае погрешность из–за этих и других нюансов, по оценкам многочисленных собеседников "ДП", никак не может достигать миллиардов — а именно столько по результатам подсчетов она и составила.
Согласно действующим тарифам по статье "текущий ремонт" по итогам 2016 года только отчитавшиеся на портале "Реформа ЖКХ" компании должны были собрать 4,8 млрд рублей, но в отчетности значится на 1,3 млрд рублей меньше. По статье "управление" не хватает около 380 млн рублей. Самый большой показатель занижения — по статье "содержание". Здесь, судя по подсчетам, не отражено почти 2,3 млрд рублей.

"Был такой грех"

"ДП" расследовал, как и зачем ЖКС и УК могут занижать свою отчетность и куда уходят скрытые суммы. Прежде всего корреспондент "ДП" провел эксперимент: пообщался с сотрудниками нескольких ЖКС как рядовой внимательный житель, обнаруживший пропажу денег.
Самым показательным оказался пример дома на наб. реки Мойки с площадью жилых и нежилых помещений 18,4 тыс. м2. Там по статье "текущий ремонт" по итогам 2016 года с жильцов собрали более 1 млн рублей, а потратили по этой статье только 30 тыс. рублей, при этом на 2017 год перешло ноль рублей.
Сотрудница ЖКС № 1 Центрального района, в чьем управлении находится этот дом, все эти цифры подтвердила. Она призналась, что коммунальщики могли не публиковать часть суммы, собранной с нежилых помещений, хотя и должны отражать отчетность по всему дому. Кроме того, она сообщила, что, скорее всего, деньги перекинули на какую–то другую статью. "Был такой грешок", — объяснила она. В ответ на замечание, что без решения собственников жилья это незаконно, она поинтересовалась, что именно собственники хотели бы отремонтировать в своем доме, чтобы понимать, какую сумму для этого нужно изыскать. Также "ДП" пообщался с бухгалтером, много лет проработавшей в одном из крупнейших городских ЖКС. На условиях анонимности она рассказала, как могут выводиться не отраженные в отчетности деньги. По ее словам, коммунальщики действительно могут перекидывать их с одной статьи на другую, завышать объемы вывезенного мусора или стоимость материалов и ремонтных работ.
"Самое простое — в текущем ремонте не показывать деньги, собранные с нежилых помещений. Так делает каждый второй ЖКС или УК. Размер отклонений при этом зависит от площадей, которые находятся в управлении компании. Если площади маленькие, высветить расхождение проще, а если большие, даже 500 тыс. рублей легко потеряются", — рассказала она. Впрочем, помимо занижений в отчетностях ЖКС и УК встречаются и завышения, то есть случаи, когда компании собрали больше денег, чем получается при подсчете по формуле. Это, вероятно, как раз те случаи, когда тариф в доме был повышен. Здесь вопрос лишь в одном: заметили повышение тарифа собственники недвижимости, или протокол с их решением об этом был подделан. Впрочем, причиной завышения может быть и то, что деньги на одну статью перекинули с другой. Тогда опять же встает вопрос, знают ли об этом собственники.

Все хорошо

По словам собеседников "ДП" в Смольном, получив запрос редакции с результатами всех вычислений, вице–губернатор по ЖКХ Николай Бондаренко вызвал руководителей городских ЖКС на ковер, где коммунальщики признали, что отражают далеко не все цифры, например не публикуют суммы, собираемые с нежилых помещений.
Впрочем, в ответе жилищного комитета и жилищной инспекции на запрос "ДП" об этом ничего не сообщалось. Чиновники заверили, что расхождения — погрешность, а мимо кассы не прошло ни одной копейки.
Сейчас в сфере ЖКХ переломный момент: сталкиваются старый бюрократичный подход и новый рыночный и высокотехнологичный. С одной стороны, воплощаются в жизнь неплохие идеи по повышению прозрачности, такие как ресурс "Реформа ЖКХ". С другой стороны, все это оказывается бесполезным, наталкиваясь на доисторический управдомческий подход, когда можно перекинуть деньги с одного назначения на другое, не отчитаться или отчитаться неправильно или ошибиться, а можно и договориться с кем–то, тем более что все вокруг так и делают. А если будет штраф, то какая разница, деньги–то жильцов, а компания — государственная. Но я уверен, что рыночный механизм победит, отрасль станет значительно более чистой и прозрачной. Для этого уже много сделано, в том числе и государством.
Павел Соболев
генеральный директор ООО "Расчетный центр"
Все управляющие компании должны публиковать отчетность на своих сайтах или на сайте "Реформа ЖКХ", иначе им грозит штраф от жилищной инспекции. Государственные и частные компании тут, конечно, находятся в неравных условиях. Часто администрация лоббирует интересы государственных ЖКС, относится к ним лояльно. Что касается изменений тарифов и тому подобного, все эти решения принимаются собранием жильцов. Но протоколы собраний могут подделываться. Мы, например, так отсудили четыре дома, переведенных на другую УК по поддельным протоколам.
Дмитрий Федоров
генеральный директор ООО "Финансовый центр ГЦКС"
Сфера ЖКХ в Петербурге в последние годы практически остановилась в развитии. Полагаю, причина в том, что на петербургском рынке ЖКХ замедлились приватизационные процессы. До сих пор именно государственные компании занимают большую часть рынка, а работают они в какой–то другой, своей реальности. Это мешает в том числе и повышению прозрачности. Все остальное — лишь следствие. Роль государства на рынке ЖКХ — контролировать участников рынка, а не в конкурировать с ними, иначе возникает конфликт интересов.
Грант Агасьян
председатель совета директоров ПАО "Городские инновационные технологии"
На сайте "Реформа ЖКХ" недостаточно информации, чтобы собственник мог получить достоверную картину. Начисления и расходы непрозрачны. Финансовое положение компании там тоже не отражается, а ведь у многих ЖКС и УК огромные долги. Не секрет, что существует множество схем вывода денег из ЖКС и УК, которые они, пользуясь этой непрозрачностью, вероятно, активно и используют.
Вадим Порхаев
эксперт комитета по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Законодательного собрания Петербурга