Газелей показали на форуме

Российский форум малого предпринимательства в преддверии ПМЭФ призывал малый бизнес идти на экспорт.

На двух заседаниях форума организаторы представили владельцев российских компаний, которые продемонстрировали рост своего бизнеса и вышли на внешние рынки. Примечательно, что здесь не было ни одной петербургской компании, которая бы представила свой полноценный кейс. Эксперты говорят, что все дело в том, что кейсы для представления на форуме отбирала "ОПОРА России", которая в Петербурге не знает местного бизнеса. Бизнесы, тем не менее, самые обычные: производство пиццы, детский футбольный клуб, подбор здоровой еды, бухгалтерский сервис, студия мультфильмов, IT–компания. По показателям (некоторые спикеры их озвучивали) это газели бизнеса.

IT–пицца

Одна из них — "Додо пицца" из Сыктывкара делает и доставляет пиццу. Ее владелец Федор Овчинников начинал с мытья полов в "Макдоналдсе" и решил открыть пиццерию. У него ничего не получалось, и он принялся вести блог в Интернете. У него появились читатели, и постепенно они стали его партнерами: у компании теперь 200 инвесторов. Начинал Федор с оборота 5,8 млн рублей, и за 2016 год оборот компании уже 3 млрд рублей, а в 2017 году он планирует сделать 7 млрд. Секрет успеха прост: "Как "Макдоналдс" в свое время соединил традиционный продукт с системой работы компании "Форд" — конвейером, так и мы соединили традиционный продукт и IT–технологии", — рассказал владелец "Додо пиццы". Франшиза полностью оцифрована. Франчайзи есть в том числе в США и Китае.

Картинка на стекле

Иван Клабуков, сооснователь компании Hudway из Ижевска, продает продукт компании в 168 странах. Продукт — это приложение, которое проецирует картинку дороги на лобовое стекло машины и ретранслирует водителю дорожные знаки, показывает, что скоро будет поворот, подкрашивает опасные участки. То есть совмещает функции навигатора и штурмана. Для этого нужно положить телефон перед стеклом. Приложение сделано для езды при плохой видимости — в туман, снегопад или ночью, когда знаки плохо видно. Всего 2% от объема продаж приходится на Россию, остальное продается в США, Европе, Австралии, Азии и Африке. Офисы компании расположены в Ижевске и Калифорнии.

Masha

"Студия Анимаккорд" транслирует по всему миру мультсериал "Маша и Медведь". Сериал сделан с помощью 3D–анимации. Компания продвигает продукцию через YouTube. Канал "Анимаккорда" собрал 10 млн подписчиков. "А видео "Маша ела кашу" — 60 млн просмотров: родители включают мультик и кормят ребенка. Идея стала для авторов золотой жилой: образы персонажей "Маши и Медведя" используют для оформления сувениров, упаковок продуктов и товаров для детей. Итальянская компания "Ферера" создала шоколадное яйцо Masha, а в арабских странах Маша — любимый персонаж: она носит платок.
Показав эти истории, правительство РФ, которое было представлено вице–премьером Игорем Шуваловым и главой Корпорации МСП Александром Браверманом, призвало малый бизнес идти на экспорт — сошлись в таком мнении эксперты. "Нефть будет давать доходов все меньше, нужен запасной вариант развития экономики", — говорит Сергей Федоров, глава Ассоциации промышленников и предпринимателей. Игорь Шувалов обещал, что малый бизнес станет трендом в экономике на ближайшие 20 лет.