Дождь принес убытки

Холода ударили по продажам одежды и газонокосилок. Представители DIY–сетей надеются, что начало сезона просто сдвинулось, продавцы одежды готовятся к провальным результатам.

Неожиданно холодные даже для Петербурга весна и начало лета негативно отразились на финансовых показателях петербургских торговцев. "Наиболее чувствительны к холодам оказались DIY–сегмент и торговля одеждой, снижение продаж может составить десятки процентов, — говорит генеральный директор INFOLine Иван Федяков. — И если в сегменте DIY мы получим просто отложенный спрос, когда все необходимые товары жители купят чуть позже, то для торговцев одеждой прогноз неутешительный". Обновление летнего гардероба в основном происходит в два весенних месяца, затем трафик торговых центров резко снижается из–за отпусков, объясняет Иван Федяков.

Грядки в снегу

По данным "Петростата", объем торговли непродовольственными товарами в I квартале 2017 года вырос на 1,4%, до 189,3 млрд рублей. Весна для продавцов товаров для ремонта — это начало высокого сезона. С марта начинаются ремонтные работы и активизируется загородное строительство, а значит, растет спрос на общестроительные и отделочные материалы.
По данным синоптиков, май 2017 года стал одним из самых холодных за историю Петербурга, среднемесячная температура в прошлом месяце составила +5,4°C. Это сдвинула начало сезона, признает гендиректор СТД "Петрович" Евгений Мовчан. В итоге ретейлер пока расширил ассортимент отделочных материалов и инженерной сантехники — эти меры должны простимулировать потребительский спрос, надеются в "Петровиче".
В сети магазинов "220 Вольт" за годы работы в петербургском климате вывели следующую формулу: если летом температура воздуха падает ниже +10°C, то с каждым градусом продажи снижаются на 2%, а если ниже +5°C, то по мере похолодания продажи теряют по 5% с каждым градусом.
На холодную погоду в магазинах DIY–сетей в первую очередь реагируют продажи товаров для дачи, сада и огорода. "Если на улице ниже 15°C летом, то садовую технику просто не покупают. Единичные продажи есть. Но в целом люди не ездят на дачи, не покупают технику, трава не растет, старая техника не ломается", — объясняет управляющий партнер "220 Вольт" Алексей Федоров.

Шапки против кепок

У fashion–ретейлеров с холодной весной свои счеты. И без того невысокие на фоне падения покупательной способности продажи непогода совсем свела на нет.
"Такой резкой перемены климата, признаюсь, не ожидал никто. Год назад в июне мы активно продавали летнюю коллекцию, утепленные вещи же не пользовались большим спросом, поэтому их убирали в подсобные помещения до августа, освобождая место для востребованных летних моделей, — вспоминает коммерческий директор сети магазинов BAON Анна Сироткина. — В этом году все наоборот. Покупатели еще не успели оценить новые летние модели и продолжают скупать куртки, свитера, ветровки и брюки".
"Быстро скорректировать ассортимент в соответствии с погодой сложно. Одно дело, если теплым летом идет дождь и вы выставляете на витрину дождевики и ветровки, которые входят в летний ассортимент. Другое дело, когда температура в мае и июне не поднимается выше 10°C. Где взять теплые вещи, если в магазине остатки весенних коллекций не хранятся?" — задается вопросом Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group.

Распродажа во спасение

Из–за плохой погоды продажи стоят и магазины остаются без нужных оборотных средств, обеспечивающих рентабельность бизнеса, констатирует Ануш Гаспарян. Выхода два — работать в онлайн–сегменте либо устраивать распродажи.
"Многие бренды уже пошли по этому пути, другого варианта заработать денег на закупку новой коллекции нет. Но даже ранний sale не поможет, если все–таки не придет лето", — отмечает Анна Сироткина.
Внимание к таким акциям все еще высоко, ведь, по данным Fashion Consulting Group, для 40% населения покупка новой одежды в кризис стала финансово затруднительна.
Интернет–продавцы одежды чувствуют себя более уверенно. В отличие от офлайн–магазинов, им не нужно тратить деньги на перевозку товаров в те регионы, где из–за погоды они не востребованы: все товары хранятся в едином фулфилмент–центре, откуда и происходит доставка, объясняют в Lamoda.