Утрата иллюзий

Ценовая конкуренция между операторами связи на рынке b2b Петербурга исчерпала свой потенциал. Игроки ищут новые пути развития.

За последние несколько лет никаких существенных подвижек на рынке услуг фиксированной (проводной) связи для корпоративных клиентов в Петербурге не было. Наблюдалась тенденция к медленному, но постоянному снижению цен на услуги связи.
Между тем себестоимость оказания услуг для связистов неуклонно растет за счет ежегодного повышения стоимости аренды телефонной канализации. Управляющие компании в бизнес–центрах также постоянно индексируют комиссию за доступ в свои здания. Растут зарплаты сотрудников, повышаются налоговые и социальные отчисления.
Есть дополнительное экономическое давление на операторов — необходимость выполнять ряд законодательных требований по блокировке запрещенных сайтов и обработке персональных данных.
В среднем издержки операторов в рублях выросли с 2014 года до настоящего времени в 1,5 раза. И в настоящей ситуации объем рынка в деньгах может расти только за счет роста объемов потребления услуг или за счет появления новых объектов на карте города.

Поисковая активность

Другое направление движения рынка — перераспределение существующего совокупного оборота за счет слияний и поглощений (M&A). Сейчас идет волна покупок операторов с годовым оборотом от нескольких десятков до сотен миллионов рублей. Предыдущая волна сделок M&A касалась компаний с миллиардными оборотами, а текущий тренд отражает, например, постоянная поисковая активность "Смарт Телекома" в отношении мелких провайдеров.
"МегаФон", "Билайн", "Ростелеком" и МТС (так называемый "первый эшелон") хорошо представлены в городских бизнес–центрах классов А и В, а также обслуживают премиальных городских клиентов: банки, крупные промышленные предприятия, ретейл и т. д. При этом более интересной финансово для них остается прямая работа с крупными клиентами, нежели подключение абонентов в торговых или бизнес–центрах: в объектах со множеством арендаторов и несколькими операторами сложнее достичь желаемой маржи. Абоненты также стремятся получить необходимый уровень качества связи по минимальным ценам и могут отказываться от фиксированной связи в пользу мобильных и даже спутниковых вариантов.
Также в городе все еще существуют объекты с проблемным подключением к волоконно–оптическим линиям связи, что подталкивает клиентов к поиску альтернативных решений не в пользу традиционных моделей, предлагаемых операторами.
"Второй эшелон" на данном рынке представлен компаниями "Обит", "Смарт Телеком", "ЭР–Телеком" с годовым оборотом 1–2 млрд рублей — они отстают от лидеров по объемам выручки в несколько раз.

Связь без линий

Падение спроса на традиционную телефонию компенсируется ростом популярности услуг OTT (дополнительные сервисы, подаваемые по интернет–каналу, такие как IP–телефония, мессенджеры, видеоконференцсвязь). Пользователи проводных сетей, так же как и пользователи мобильных, звонят друг другу все чаще через мессенджеры. Таким образом, сами линии связи больше не являются предметом интереса абонентов. Сервисы же уходят в "облака": операторы учатся зарабатывать на контенте, в том числе через различные партнерские программы с сервис–провайдерами.
"Понижение тарифов продолжится, драйверами дальнейшего развития рынка станут дополнительные услуги, рост объема их потребления, который будет происходить за счет новых объектов и абонентов", — прогнозирует гендиректор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.
"Рынок фиксированной связи для юрлиц находится на дне, и дальше его развитие возможно только через повышение цен на услуги, — возражает гендиректор оператора "Комфортел" Дмитрий Петров. — Иначе произойдет коллапс".

Охват или маржа

Эксперты отмечают, что произошла массовая утрата иллюзий: 10 лет назад сотовые операторы "большой тройки" скупали поставщиков фиксированной связи с прицелом на развитие услуг tripleplay (телефония, Интернет, телевидение по одному каналу), интеграцию различных услуг под одним брендом, синергию сотовых и проводных сетей и т. д. По прошествии лет первые из компаний, сделавших ставку на стратегию "покупай все, что продается", от этих активов, приобретенных в ажиотаже и с переплатой, отказываются. У многих операторов с репутацией "на продажу" за последние пару лет стоимость упала в 2–2,5 раза.
В городе остается около 30 независимых операторов, которые могут представлять интерес для игроков с федеральным охватом, так что переговоры в направлении дальнейшей консолидации рынка могут идти прямо сейчас, а объявления о новых поглощениях могут последовать в любой момент.
Что касается сегмента услуг в бизнес–центрах, то, по оценкам Дмитрия Петрова, операторы "преуспели" в гонке за территориальным охватом, пожертвовав маржей в пользу управляющих компаний. В некоторых случаях комиссия за эксклюзивный допуск в бизнес–центр может превышать 50% выручки оператора на объекте. Если учесть, что в сегменте проводной связи для юрлиц оказание услуг в бизнес–центрах составляет до 70% объема рынка, выходит довольно значимый объем недополучаемой операторами прибыли.
Андрей Гончаров, гендиректор оператора "Авантел", говорит, что на рынке силен "фактор абонента": клиенты либо снижают свои выплаты за используемые услуги, либо сокращают потребляемый объем. Также абоненты сегодня нередко банкротятся или сворачивают деятельность — соответственно, операторы теряют их. По оценкам Гончарова, такой отток отнимает 2% выручки операторов ежемесячно.
"Общее повышение цен на услуги является идеальным выходом для рынка, — считает Андрей Гончаров. — Но подобная инициатива, исходящая от небольших операторов, обречена на провал. Вариант картельного сговора практически нереален ввиду большого количества операторов в городе".
По словам руководителя "Авантела", одна из тенденций на будущее —разделение операторов на тех, кто специализируется исключительно на каналах связи, и на сервис–провайдеров услуг, которые на этих каналах предоставляются.
Здесь возможен вариант комиссии за использование каналов связи в рамках партнерских программ. Один из примеров тренда — недавний альянс "Манго Телеком" и "МегаФона" в рамках услуги FMC (единая сеть офисных и мобильных телефонов).
Еще более широкое поле для подобного рода взаимодействия представляет интеграция услуг связи с бизнес–софтом в "облаках". Такие проекты придают телеком–сервисам ту самую дополнительную стоимость, которой им сегодня не хватает. Речь идет о разного рода корпоративных приложениях — системах ERP (планирование ресурсов предприятия), CRM (управление отношениями с клиентами) и т. д., предлагаемых вместе с каналом связи по модели "под ключ".