Ожидание сети

В метро Петербурга на четвертой линии (желтая ветка) появился бесплатный Wi–Fi. Горожане ждут этого последние несколько лет.

Оператор "МаксимаТелеком", известный по оказанию услуг связи на основе Wi–Fi в столичном метро, спустился и в петербургскую подземку. Сейчас бесплатный интернет–доступ (с авторизацией в Сети) работает на желтой ветке, через пару месяцев добавится фиолетовая, потом остальные — постепенно, до конца 2017 года. "МаксимаТелеком" собирается потратить 1,3 млрд рублей на весь проект, доступ к которому она получила через тендер. Планируемый срок окупаемости — 6–7 лет, как и в Москве. По результатам первого теста скорость скачивания информации составляет 120 Мбит / с, скорость загрузки — 83 Мбит / с. Расчетная скорость, заявленная оператором, — 220 Мбит / с.

Столичный опыт

"МаксимаТелеком" заключил контракт с московской подземкой на 15 лет еще в 2013 году. Сейчас каждый день к сетям там подключаются 1,5 млн пользователей. Услуги пассажирам предоставляются бесплатно, а монетизация происходит за счет рекламы. По словам генерального директора компании Бориса Вольпе, цель его команды — создать "единое бесшовное Wi–Fi–пространство двух столиц (не только в метро, но и в электричках и другом транспорте. — Ред.), а потом, возможно, и федеральное".
О том, что сеть Wi–Fi появится и в петербургском метро (в тоннелях, что самое важное, а не на станциях, где прекрасно ловят сети операторов), заявил в феврале 2015 года вице–губернатор Петербурга Игорь Албин. Тогда на реализацию проекта, предположительно, отводилось 10 месяцев. Потом сроки перенесли на октябрь 2016–го.
В прошлом году Смольному пришлось снизить арендную плату для установки телеком–оборудования, чтобы инвестор "МаксимаТелеком" не отказался от проекта. В итоге на все ушло два с лишним года.

Святой Грааль

Интернет–связь в тоннелях петербургского метро давно уже стала святым Граалем, обладание которым сулит всевозможные земные блага. И это притом, что больших денег непосредственно этот участок бизнеса никогда не обещал. Но копий сломано было немало.
Начиналось все в тучных нулевых. В 2008 году сотовыми операторами прорабатывался проект обеспечения связи в тоннелях. Как раз в то время они разворачивали сети 3G, дающие возможности скоростного интернет–доступа.
В 2009 году на совещании в Смольном было принято решение о том, что кабель в тоннелях будет один (на большее количество там просто места нет) и его проложит "МегаФон" (частично на условиях государственно–частного партнерства), а другим операторам доступ к нему будет обеспечен на равных коммерческих условиях.
Прокладка кабеля стоила "МегаФону", по оценкам отраслевых аналитиков, сотни миллионов рублей. В 2011 году оператор сообщил о завершении работ и фактически начал оказывать услуги абонентам в тоннелях. С тех самых пор МТС стали осаждать конкурента с целью воспользоваться проложенным кабелем. Вряд ли услуги связи в тоннелях приносят сами по себе много денег, да и как их вычленить из структуры доходов, но все–таки это конкурентное преимущество.
Так что в конце 2014 года (незадолго до заявления Игоря Албина о грядущем Wi–Fi) компания "МТС" решила воздействовать на "МегаФон" через ФАС. И антимонопольщики даже встали на сторону МТС. Вот только еще кое–какое тестирование линии "МегаФону" надо провести. В итоге и сегодня в тоннелях петербургского метро из сотовых операторов работает один "МегаФон", и у того сеть в некоторых перегонах провисает.
Появление же городского Wi–Fi, если он будет работать в перегонах так же хорошо, как в Москве, резко снижает ценность проникновения в тоннели других операторов.