Генеральный директор российского подразделения Constructor Алексей Борзенко рассказал в интервью "Деловому Петербургу" о том, почему международной компании было выгодно инвестировать средства в перенос производства стеллажных конструкций на территорию России, и о том, как различается ситуация на местном и европейских рынках сбыта.
Почему компания Constructor решила перенести все свои производственные мощности в Россию?
— Компания достаточно давно известна на российском рынке как финский производитель оборудования для складов. Кроме того, с 2009 года помимо производственной площадки в Финляндии работает и российский завод — в Кировске, в Ленинградской области. Сначала здесь был налажен выпуск паллетных стеллажей, а немного позднее запущена линия для производства архивных стеллажей.
А в прошлом году руководство компании приняло окончательное решение об объединении двух производств на площадке в Кировске в целях оптимизации бизнеса, начался демонтаж и перенос технологических линий. Частично мы заменили оборудование на финское, так как там оно было более современным, а часть оборудования и вовсе была новой для российского завода, так как подобное здесь раньше не использовалось. Сейчас наш российский завод ориентирован на выпуск паллетных стеллажей и систем хранения, а также архивных стеллажей и грузовых стеллажей для легких/средних нагрузок.
В Финляндии производственных мощностей не осталось?
— Мы полностью перенесли в Россию производство паллетных и архивных стеллажей. Это достаточно большой объем, достаточно отметить, что мы готовы потреблять в год более 10–15 тыс. тонн стали — основного компонента для производства стеллажных конструкций. Кроме того, это позволило нам увеличить количество рабочих мест в 1,5 раза, а это достаточно много для Кировска.
В Финляндии на сегодняшний день осталось только специфическое производство систем автоматизированного хранения и некоторых электронных компонентов для архивных стеллажей, которое невозможно перенести в силу некоторой специфики.
Изменилась ли структура сбыта после переезда? Какая доля продукции идет на экспорт?
— Сейчас в среднем 40–50% продукции идет на экспорт. Основные направления — это страны Скандинавии, в первую очередь Финляндия, где мы уже традиционно являемся лидерами среди поставщиков складского оборудования и обеспечиваем 75–80% потребностей рынка. Также мы поставляем системы хранения в страны Таможенного союза: Белоруссию и Казахстан.
Как отнеслись ваши финские клиенты к переносу производства в Россию?
— С точки зрения качества поставляемой продукции никакой разницы клиенты не отметили — никаких вопросов или замечаний по этому поводу за все время, что действует российское производство, не было, тем более что мы и раньше экспортировали продукцию за рубеж.
Конечно, нам еще предстоит отладить все производственные процессы, но уже сейчас заметно, что локализация позволила значительно снизить затраты на производство. Это позволяет нам окупить расходы на доставку продукции до Финляндии, так что и с точки зрения цен наши потребители изменений не почувствовали. Для нас вложить определенные средства в локализацию производства было, несомненно, выгодно.
Кто является вашими потребителями на местном рынке?
— По паллетным стеллажам — в первую очередь это российские логистические операторы, которые приобретают оборудование и системы хранения для складов разного масштаба, а также промышленные компании. В этом году мы хотим сделать больший акцент именно на индустриальный сектор, поскольку наши мощности позволяют это сделать и продвигать в этой сфере наш бренд. Также мы налаживаем контакты и с торговыми сетями, например, наша продукция установлена в распределительных центрах компании "Ашан". Продажа архивных стеллажей осуществляется через дилеров, клиентами которых являются крупные банки, национальные библиотеки, архивы и т.п. Часть поставок осуществляется через госконтракты.
Как вы оцениваете конкуренцию на рынке стеллажного оборудования в России?
— Складской рынок в России, а особенно в Москве и Санкт–Петербурге, достаточно хорошо развит, поэтому конкуренция здесь достаточно острая. Есть несколько локальных производителей, которые предлагают продукцию и уровень сервиса достаточно высокого качества.
Наше конкурентное преимущество заключается в том, что мы являемся, по сути, единственной панъевропейской компанией, имеющей в России собственное производство. И речь идет не только о позиционировании на рынке, но и в первую очередь о системе контроля качества. Поскольку мы поставляем значительную часть продукции в Европу, то наша продукция соответствует ряду европейских стандартов EN, в которых прописаны определенные требования к продукции и методы контроля, при этом они обязательны к исполнению. В России есть ГОСТ, который в целом повторяет требования европейского стандарта, но на данный момент он носит только рекомендательный характер.
Чтобы соответствовать европейским стандартам, все наши конструкции проходят регламентированные испытания в собственном испытательном центре Constructor Group в Европе. О существовании подобных центров в России нам пока неизвестно, а значит, все испытания стеллажей проводятся исключительно по инициативе производителей и не носят регламентированный характер. На наш взгляд, если бы ГОСТ стал обязательным, это повысило бы общий уровень качества продукции, выпускаемой в России, и сделало бы конкуренцию более прозрачной.
Как вы оцениваете спрос на вашу продукцию в России и за рубежом? Ожидаете ли положительной динамики?
— В середине 2000–х годов, когда активно развивался складской рынок, появлялись новые производства, спрос был, конечно, выше. В последние годы экономическая ситуация, конечно, отразилась на динамике спроса. Но мы надеемся, что объем сбыта на локальном рынке вырастет уже в этом году, есть некоторые признаки того, что 2017 год будет лучше, чем 2016–й. Мы видим это по тем проектам, переговоры по которым ведутся с нашими клиентами, а также некоторому росту в промышленном секторе, где наблюдается оптимизм, несмотря на сохраняющиеся сложности с финансированием.
Впрочем, в Европе ситуация также неоднородна. Например, в Финляндии мы отмечаем некоторую стагнацию в экономике и отсюда небольшое падение спроса. Но при этом мы остаемся лидерами рынка. В Южной Европе — на Балканах, в Румынии — идет значительный рост объемов, связанный, например, с развитием производства автокомпонентов.
Каковы ваши прогнозы развития рынка?
— Мы надеемся, что по итогам 2017 года объем производства будет не меньше, чем в 2016 году. Если ситуация в стране будет стабилизироваться, то возможна и положительная динамика, так как глобально рынок стеллажной продукции, конечно же, очень связан с состоянием нашей экономики.