Одежда от своих

Легкая промышленность в Петербурге продолжает развиваться, несмотря на дефицит кадров, производственных цехов и высокую конкуренцию.

Опланах превратить Петербург в новую столицу моды говорилось уже не раз, но пока легкая промышленность не является отраслью специализации города.
По итогам I квартала 2017 года, по данным администрации Петербурга, промышленность города в целом по объему производства выросла на 2,6%, выпуск одежды снизился на 2%, изделий из кожи — на 1%, текстильной продукции — на 0,1%.
"Сложности в отрасли связаны с общими для страны экономическими причинами. Снижение реальных доходов населения и потребительского спроса, высокие ставки по привлечению денежных средств, слабые стимулы для инвестирования и модернизации производств, что отражается на качестве и ассортименте продукции легпрома. Особняком стоит серьезная конкуренция с недорогими импортными изделиями, прежде всего азиатскими. И укрепление курса рубля в 2016–2017 году вновь усилило такую конкуренцию не в пользу петербургских производителей одежды" — рассказывает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.
В Петербурге на данный момент работают сотни производителей одежды. Некоторым из них удается получить доступ и на международный рынок, хотя большинство все же ориентировано на потребителей Северо–Западного региона.
Среди крупных производителей можно выделить "БТК–Групп", производящую спецодежду, военную форму, а также деловые костюмы, фабрику "Салют", Melon Fashion Group, Oodji, Sela. Правда, последние, в основном, производят одежду за рубежом.
Весной 2016 года на петербургский рынок также вышел бренд женской одежды SWANK, который производит женскую одежду в стиле casual по разработкам петербургских дизайнеров и под идейным руководством телеведущего и историка моды Александра Васильева.
Марк Гойхман также приводит примеры других получивших известность молодых брендов родом из Петербурга: "Марка мужской и женской базовой одежды NNedre продается Магадане, Челябинске. Широко известен и петербургский бренд Oh, My. Марка SHU представляет дождевики — предмет первой необходимости для петербуржцев, она известна и на европейском рынке".

Не хватает цехов

Работающие сейчас в городе производители одежды отмечают нехватку квалифицированных кадров и острую конкуренция с товарами, произведенными в Китае. Другие отмечают отсутствие гибких и современных цехов для производства. Именно этим обусловлен перенос производства за рубеж многими российскими марками.
"У нас в Петербурге находится экспериментальный центр, где мы отшиваем модели, помимо этого здесь базируется небольшая доля производства. Но мы пока не видим в городе больших производственных площадей, которые удовлетворяли бы наши запросы, поэтому большую часть одежды мы отшиваем в семи странах за пределами России. Но у нас есть потребность и желание больше производить в Петербурге — это продиктовано тем, что мы могли бы эффективнее решать логистические вопросы", — рассказывают в пресс–службе Melon Fashion Group.
Молодые производители также отмечают трудности в работе с цехами.
"Одни нацелены на большие тиражи и хорошо оснащены в плане оборудования и могут выдать хорошее качество, но не могут договориться с молодыми дизайнерами, или наоборот, слишком молодые ребята, которые еще пока не очень разбираются в тонкостях производства, тем самым не в силах брать крупные заказы, набивают свои шишки. Тем самым и те и другие теряют заказы и не дают развиваться легкой промышленности", — поясняет Нелли Недре, основательница бренда NNedre, который начал производить и продавать одежду в 2013 году. Она также отмечает, что, по ее мнению, будущее городской легкой промышленности — за малыми тиражами.

Спрос на качество

После кризиса 2014 года российский рынок начали покидать зарубежные бренды одежды. Так, из России ушли Esprit, OVS и River Island, принадлежащие польской EM&F Group, а также подконтрольные финскому ретейлеру Stockmann сети Seppala и Lindex. Их уход, казалось бы, мог ослабить конкуренцию на рынке, но местные производители одежды не ощутили сколь–либо видимого эффекта.
"Уход ряда зарубежных брендов никак не повлиял на продажу, потому что их ушло совсем мало. Мировые гиганты, такие как Zara и H&M, прекрасно существуют. Премиальный сегмент не то чтобы ушел, а наоборот, увеличил свое присутствие в России в принципе и в Петербурге соответственно", — говорит дизайнер марки JANA SEGETTI Наталья Каптур.
Нелли Недре более оптимистично смотрит на освобождение рынка от зарубежных конкурентов. Она считает, что после их ухода сильно просел средний ценовой сегмент.
"Но, думаю, больше помогло то, что стерлась грань между людьми, кто покупал или очень дорогую одежду или, наоборот, очень дешевую. Люди поняли, что качественная одежда может стоить и не очень больших денег и не иметь знаменитого имени, и лучше купить одну качественную футболку подороже, чем три годные до первой стирки", — добавляет она.
Резкое падение рубля сказалось не только на западных, но и на местных производителях.
"Кризис отразился таким образом, что поставщики очень подняли цены и, соответственно, выросла себестоимость продукции, аренда не снизилась, бензин подорожал, рубль упал, а все сырье продается в евро. Выросла себестоимость, и производители теперь работают с очень маленьким коэффициентом наценки для того, чтобы выжить", — говорит Наталья Каптур.

Бренд для всех

Несмотря на все трудности, петербургские производители все же привлекают к своей продукции петербуржцев, а также столичных покупателей и даже жителей других стран.
Нелли Недре отмечает отличные продажи собственной марки в различных городах России, в частности в Москве, и добавляет, что не отстают и другие регионы. А Наталья Каптур рассказывает, что их продукцию в основном покупают петербуржцы.
"У нас есть интернет–магазин, поэтому жители других городов тоже делают покупки, но 95% наших клиентов — это, конечно, петербуржцы. Что касается зарубежных клиентов — их практически нет. Есть ближнее зарубежье, прибалтийские страны периодически делают закупки, но это буквально единичные случаи продаж", — уточняет она.
Попасть на рынок и начать развитие молодым производителям одежды помог рост спроса на российские марки, ставший особенно заметным несколько лет назад. Правда, сейчас, считают представители легпрома, покупатели снова смотрят в сторону иностранных брендов.
"Когда рынок резко переориентировался на русских дизайнеров, многим из них это помогло стать популярными. Сейчас ситуация снова меняется в сторону европейских марок, и, думаю, останутся самые сильные, кто уже успел завоевать любовь русского покупателя и укрепиться на рынке", — говорит Нелли Недре.