Внесезонная распродажа

СПб. Владельцы почти трети хостелов и мини–отелей Петербурга распродают свои активы из–за угрозы запрета работы в жилых домах и неудачно начавшегося турсезона.

В Петербурге продажи хостелов как готового бизнеса выросли на 20% по сравнению с прошлым годом, оценил "Центр продажи бизнеса". На сайте Avito за последний месяц размещено 493 объявления о продаже хостелов и мини–отелей, что составляет 12,71% всех объявлений по продаже бизнеса. По данным ресурса, средняя цена, которую просят за хостел, — около 3,5–3,6 млн рублей.

Угрозы и риски

"Рост числа предложений о продаже хостелов и мини–отелей нерегулярный, — комментирует Егор Падалкин, генеральный директор "Центра продажи бизнеса". — Тем более сейчас высокий сезон, а, как правило, в мае снимают с продажи подобный бизнес. Но у многих предпринимателей вызывает опасения жесткость политики в этой сфере: возможный запрет на работу в жилом фонде, классификация отелей (звездность). Люди пытаются продать актив, который в перспективе, возможно, не сможет легально работать". Сам Егор Падалкин считает, что риск при покупке хостела не так уж высок: законопроект о запрете хостелов в жилых домах не обязательно будет принят. А срок окупаемости такого актива он оценивает в год–полтора. "По сути, это предосторожность: бизнес–то прибыльный", — считает он.
Кроме проекта о запрете работы в квартирах, который рассматривает Госдума, у рынка есть и другие проблемы. Так, на мини–отели подают в суд за несоответствие СанПиН, которые требуют от "общественных помещений" в многоквартирных домах иметь отдельный вход, а отелям без классификации нельзя работать во время ЧМ по футболу.

Дорога к выходу

В Петербурге около 1,6 тыс. хостелов, мини–апартаментов и отелей, общий объем рынка оценивают в 5–6 млрд рублей. "Обычно хостелы продают в конце лета, а до этого зарабатывают на размещении", — рассказывает Алена Енова, владелица хостела "Тайга". Она рассказывает, что ожидания бизнеса от майских праздников не оправдались: народу оказалось меньше, а конкуренция на рынке высока, в итоге цены упали на 30%. "Люди думают, что лучше продать бизнес сейчас, потому что к августу станет только хуже, к существующим предложениям о продаже прибавятся сезонные, — добавляет Алена Енова. — Оценить масштаб сложно: в объявлении кто угодно может назваться хостелом, у нас нет единого реестра, единого ОКВЭД, кто–то сдает внаем комнаты, у кого–то апартаменты. Но похоже, что продается почти треть рынка".
О том, есть ли спрос на эти объекты, мнения участников рынка расходятся.
"Спрос со стороны покупателей незначительно снижается — на 39% в ноябре против 37,8% в апреле. Происходит перераспределение интереса в пользу торговых бизнесов", — комментируют в Avito.
При этом в компании "Альтера Инвест" отмечают даже рост спроса на бизнесы в сфере услуг.