Ресторанный день для чайников

Сотрудники "ДП" узнали, можно ли заработать, открыв однодневное кафе в рамках Ресторанного дня.

Всубботу, 20 мая, в Петербурге снова прошел Ресторанный день — международное мероприятие, в рамках которого каждый может открыть свое кафе всего на несколько часов. Есть лишь одно условие — участвовать могут только частные лица. Впервые "парад" однодневных ресторанов прошел в Хельсинки, а в 2013 году состоялся в России, на тот момент к участию в фестивале подключились уже 35 стран. В этом году в Ресторанном дне в Петербурге приняли участие более 50 однодневных кафе, а сотрудники "ДП" открыли свое заведение "Котелок и Шавка" с супами, шавермой и тортами и узнали, как у таких кафе появляются клиенты и возможно ли заработать, продавая еду на Ресторанном дне.

Готовьте дома

Несмотря на то что Петербург принимает Ресторанный день вот уже пятый год, причем проводится мероприятие 4 раза в год, многие о нем вообще ничего не слышали. Пожалуй, самые частые вопросы, которые люди задавали в ответ на приглашение посетить однодневное кафе: "Что такое Ресторанный день" и "Как это — кафе на один день?" Впрочем, приглашения на Ресторанный день — не совсем то, с чего стоит начинать планирование участия в этом мероприятии. Первое, что необходимо сделать, — выбрать площадку для своего однодневного заведения и зарегистрироваться на сайте Ресторанного дня. Последнее сначала кажется достаточно бессмысленным, но, как выясняется потом, именно благодаря интерактивной карте на сайте мероприятия посетители делают выбор в пользу того или иного ресторана.
Что касается площадок, как оказалось, наиболее проходимые места (традиционно такими считаются музеи и творческие кластеры, например "Этажи", "Ткачи", "Тайга") ждут тех, кто заранее все приготовил и не планирует даже разогревать свои блюда. Большинство площадок вообще не предусматривают возможность готовки на месте, другие предупреждают, что плиту надо привозить с собой, готовить придется на улице, тента на случай дождя нет, а некоторые и вовсе ограничивают мощности 2 кВт.
Менее популярные места, не музеи и креативные пространства, а, например, хостелы, готовы разрешить готовить в помещении, более того, могут предоставить полностью оборудованную кухню. "Хостел у Русского музея" предоставлял в полное распоряжение однодневных рестораторов всю кухню, которую не пришлось больше ни с кем делить. Там и открыли свое кафе сотрудники "ДП".

Уставшие от экзотики

В качестве концепции заведения сотрудники редакции выбрали простую и сытную еду и включили в меню шаверму из индейки, роллы с тунцом, супы, а также торты в банках. На фоне царящей на Ресторанном дне экзотики концепция при всей своей простоте оказалась достаточно удачной. Большинство участников Ресторанного дня год от года выбирают для своих однодневных ресторанов что–то оригинальное, расcчитывая сразу привлечь внимание посетителей необычной подачей или блюдом, которое можно попробовать только в другой стране.
В этом году однодневные рестораторы удивляли гостей алкогольным желе, американскими корн–догами на палочке, аутентичными вьетнамскими и корейскими блюдами и японскими вафлями в виде рыбок. Кроме того, в рамках Ресторанного дня открывались вегетарианские рестораны, а больше всего, пожалуй, мероприятие привлекло производителей конфет, капкейков и других сладостей. Но оказалось, что удивляться уже готовы не все, — простые блюда в этот раз интересовали посетителей однодневных кафе не меньше экзотических. Например, в однодневном ресторане сотрудников "ДП" самой популярной позицией оказалась шаверма из индейки, а гости заведения признавались, что их внимание привлекали супы.

Деньги и клиенты

Подготовиться к открытию однодневного ресторана оказалось возможно где–то за 1,5 недели. Этого хватило для того, чтобы продумать концепцию и меню, закупить посуду и продукты, распечатать полиграфическую продукцию. Заготовка тех блюд, которые к открытию уже должны были быть готовы (супы, торты и начинка для роллов), заняла около 10 часов. Одноразовые стаканы и тарелки, заранее закупленные на складе, оказались лишней статьей затрат, с учетом того что заведение "Котелок и Шавка" открылось в хостеле, где уже была своя посуда. Гости предпочитали есть на месте, а не брать еду с собой. Полиграфическая продукция тоже оказалась не слишком нужна. Меню и вывеска — необходимый минимум, которого однодневному ресторану будет достаточно, а вот листовки оказываются совершенно лишними. У сотрудников редакции так и не нашлось времени, свободного от готовки и обслуживания клиентов, чтобы их раздать. А те листовки, которые удалось раздать по дороге в магазин, где в середине дня пришлось докупать продукты, не привели в заведение ни одного клиента.
Зато наплыв гостей обеспечили личные приглашения, а также группы в социальных сетях — друзья и коллеги на удивление живо откликнулись на приглашение прийти в "Котелок и Шавку". Первые клиенты не из их числа начали заглядывать в кафе около 15:00, а ближе к вечеру их становилось все больше. Как рассказали сами посетители, они находили информацию о заведениях на сайте Ресторанного дня и выбирали то, которое хотят посетить, в зависимости от местоположения и того, насколько им интересны предлагаемые блюда. В среднем за день кафе посетили примерно 40 человек, а выручка составила 12 тыс. рублей. С учетом затрат, которые составили около 11 тыс. рублей, прибыль оказалась почти неощутимой.