Модная стрижка

Продажи газонокосилок и триммеров растут благодаря моде на ровный газон перед домом и возможности облегчить работу по уходу за загородным участком.

Годовой объем рынка газонокосилок и триммеров в Петербурге и Ленобласти составляет более 2 млрд рублей, оценивают в ГК "220 вольт". По итогам 2017 года ожидается его прирост на 10–15%. "На продажи газонокосилок сильно влияют погодные условия. Если лето будет сухим и долгим, то продажи будут значительно выше. Если в июне будет холодно и сыро, это приведет к отложенному спросу, особенно на дорогие мощные модели", — ожидает директор по закупкам ГК "220 вольт" Вадим Медведев.
Обычно спрос на газонокосилки активизируется в середине апреля. "Но в этом году в связи с погодными условиями он сдвинулся на 2–3 недели. Многие задаются вопросом приобретения подобной техники, только когда начинается сезон ее эксплуатации и возникает потребность обновить парк техники", — отмечает Артем Юркин, руководитель розничной сети ГК "Карекс".

Ровный покров

Для получения идеально ровного газона используются колесные газонокосилки. Наиболее востребованы электрические модели. Они дешевле бензиновых агрегатов, удобны в управлении и просты в обслуживании. Так, стоимость газонокосилок с электродвигателем начинается от 4 тыс. рублей, с топливным двигателем — от 13 тыс. рублей.
На долю электрических газонокосилок сегодня приходится примерно 70% продаж, бензиновых — 30%. По данным компании "Интерскол", в 2016 году в России было реализовано 250 тыс. штук электрических агрегатов (прирост 22%) и всего 100 тыс. штук бензомоторных газонокосилок (+ 39%).
"Бензиновые газонокосилки дороже электрических, однако эту технику покупают в основном владельцы больших участков, где на первое место выходит автономность, в то время как масса и даже стоимость не имеют столь решающего значения, как в случае с триммерами", — говорит Сергей Немков, руководитель учебно–аналитического центра АО "Интерскол".
На рынке появились бензиновые газонокосилки с электростартером, которые избавляют от необходимости тратить силы на ручной пуск. Газонокосилки с новой моделью двигателя Briggs&Stratton вовсе не требуют замены масла. Такие модели обойдутся в 35–60 тыс. рублей. "Здесь широкий выбор дополнительных функций, в том числе возможность изменения скорости во время движения, двойное мульчирование, антивибрационная система, система остановки ножей на работающей газонокосилке для преодоления дорожек. У таких косилок большая мощность, объемный травосборник, они подходят для непрерывной работы на больших территориях", — добавляет Артем Юркин.
Продажи газонокосилок с бензиновым и электрическим двигателем составляют примерно 20% от всех травокосилок, поскольку они предназначены в основном для идеально ровных газонов, которых пока не так много, отмечают в ГК "220 вольт".

Естественный спрос

Основу продаж составляют триммеры, которые из–за более высокой маневренности позволяют косить траву на любых поверхностях. Эти устройства представляют собой штангу, на конце которой находится косильная головка с леской. Триммеры можно переносить в руках или на ремне на плече.
"Если вы сторонник "естественного луга" с травой разной высоты, то можно обойтись триммером. Компактное устройство подходит для небольших участков, сложных рельефов, где нужно окашивать дорожки, клумбы. Леску триммера легко подвести почти к дереву, границам цветника или ножке скамейки. Меняя наклон штанги, выкашивают впадины, террасы, перепады высот, можно пройти по узкому проходу, где с газонокосилкой не протиснешься. При этом ширина захвата зависит от площади газона и может быть большая — до полуметра", — рассказывает Артем Юркин.
Триммеры с металлическим ножом выручат на запущенном участке, когда нужно избавиться от жестких, высоких сорняков, поросли кустарников и плодовых деревьев.
Среди триммеров безоговорочное лидерство удерживают модели с бензиновым двигателем. По данным "Интерскола", за 2016 год в России было продано 1 млн бензомоторных триммеров и только 500 тыс. электротриммеров.
"Тем не менее электротриммеры демонстрируют более динамичный рост продаж — плюс 29% по отношению к объемам 2015 года, в то время как продажи бензомоторных триммеров возросли лишь на 22%. Вероятно, причина кроется в меньшей массе и более низкой стоимости электротриммеров по сравнению с бензиновыми аналогами, имеющими сопоставимый функционал", — полагает Сергей Немков.
Одно из преимуществ электрических триммеров — легкий вес. "Бабушкам на даче не всегда удается осилить тяжелые бензиновые триммеры. Зато маленький электротриммер, который можно легко держать одной рукой, им вполне подойдет для ухода за небольшим газоном, несмотря на то что времени такому триммеру для того, чтобы справиться с газоном, понадобится больше, чем своему более мощному, но тяжелому бензиновому аналогу", — отмечает Вадим Медведев.
Стоимость электрических моделей начинается от 1,5 тыс. рублей, бензиновых — от 4 тыс. рублей. Триммеры с электродвигателем, в отличие от бензиновых, менее шумные и неприхотливы: не требуют хранения бензина и масла, приготовления топливной смеси, замены фильтров.
Между тем на больших участках удобнее работать с бензиновой техникой. Здесь электрические модели с проводами и удлинителями им проигрывают. "Доля продаж в штуках среди бензо– и электрокосилок примерно одинакова, но в деньгах продажи бензотехники в 2 раза выше, так как цена на нее ощутимо больше", — говорит Вадим Медведев.

Положительный заряд

Активно растет сегмент аккумуляторной садовой техники, на долю которой пока приходится не более 5% продаж. Несмотря на высокую стоимость, аккумуляторные модели обладают существенными потребительскими преимуществами: не требуют масла и бензина, не шумят, не привязаны к розетке.
Получила развитие концепция "одной батареи" — использование нескольких инструментов с одним элементом питания. Работать от одной батареи могут, например, газонокосилка, триммер, воздуходувка, цепная пила, кусторез, культиватор, высоторез. "Спрос на эту продукцию постоянно растет, а значит, растет и оборот продукции. Клиент, как правило, пробует один вид оборудования, а потом докупает остальное из линейки всей системы. Мы получаем лояльность клиента и приобретаем возможность его будущих покупок. Оборудование сочетает в себе простоту использования и максимальную отдачу", — рассказывает Артем Юркин.

Доступное предложение

Появление новых марок и рост конкуренции среди производителей привели к снижению цен на газонокосилки и триммеры. Так, электротехника за последний год подешевела на 7–15%, бензиновая — на 5–10%. По данным ГК "220 вольт", в сегменте бензиновых косилок, традиционно, самыми популярными являются европейские бренды Stihl и Husqvarna, они занимают до 40% доли рынка в обороте компании. Усиливает присутствие японский бренд Echo (10–12%). В сегменте электрокосилок лидером продаж является Bosch (30%), Stihl и Makita (делят еще 20% рынка). Также востребована техника Al–Ko, Hammer, Champion, DDE.
"Общее распределение долей среди мировых производителей пока остается примерно одинаковым, в основном борьба за долю рынка идет среди китайских брендов. И нужно отметить, что аккумуляторная техника набирает обороты примерно 1% в год, но мы ожидаем усиления темпов ее роста", — прогнозирует Вадим Медведев.