Ресторанный день для чайников. Как сотрудники "ДП" открыли однодневное кафе

Автор фото: Ирина Ананина

Сотрудники "ДП" поучаствовали в Ресторанном дне, узнали, можно ли заработать, открыв однодневное кафе, а также выяснили, на что не стоит тратиться начинающим рестораторам.

В субботу 20 мая в Петербурге снова прошел Ресторанный день, международное мероприятие, в рамках которого каждый может открыть свое кафе всего на несколько часов, есть только одно условие — участвовать могут только частные лица, состоявшийся бизнес не допускается. Впервые "парад" однодневных ресторанов прошел в Хельсинки, а в 2013 году впервые состоялся в России, на тот момент к участию в фестивале подключились уже 35 стран. В этом году в Ресторанном дне в Петербурге приняли участие более 50 однодневных кафе, а сотрудники "ДП" открыли однодневное кафе "Котелок и Шавка" с супами, шавермой и тортами и узнали, как у таких кафе появляются клиенты и возможно ли заработать, продавая еду на Ресторанном дне.

Готовьте дома

Как оказалось, несмотря на то что Петербург принимает Ресторанный день вот уже пятый год, причем проводится мероприятие 4 раза в год, многие о нем вообще ничего не слышали. Пожалуй, самые частые вопросы, которыми отвечали на приглашение посетить однодневное кафе, — "что такое Ресторанный день" и "как это кафе на один день?". Впрочем, приглашения на Ресторанный день — не совсем то, с чего стоит начинать планирование участия в этом мероприятии. Первое, что необходимо сделать, — выбрать площадку для своего однодневного заведения и зарегистрироваться на сайте Ресторанного дня. Последнее сначала кажется достаточно бессмысленным, но, как выясняется потом, именно благодаря интерактивной карте на сайте мероприятия посетители делают выбор в пользу того или иного ресторана.
Что касается площадок, как оказалось, наиболее проходимые места (традиционно такими считаются музеи и творческие кластеры, например "Этажи", "Ткачи", "Тайга"), где готовы принять однодневных рестораторов, ждут тех, кто заранее все приготовил и не планирует даже разогревать свои блюда. Большинство площадок вообще не предусматривают возможность готовки на месте, другие предупреждают, что плиту надо привозить с собой, готовить придется на улице, тента на случай дождя нет, а некоторые и вовсе ограничивают мощности 2 кВт.  Менее популярные места — не музеи и креативные пространства, а, например, хостелы, готовы разрешить готовить в помещении, более того, могут предоставить полностью оборудованную кухню. "Хостел у Русского музея" предоставлял в полное распоряжение однодневных рестораторов всю кухню, которую не пришлось больше ни с кем делить. Там и открыли свое кафе сотрудники "ДП".

Уставшие от экзотики

В качестве концепции заведения сотрудники редакции выбрали простую и сытную еду и включили в меню шаверму из индейки, роллы с тунцом, супы, а также торты в банках. На фоне царящей на Ресторанном дне экзотики концепция при всей своей простоте оказалась достаточно удачной. Большинство участников Ресторанного дня год от года выбирают для своих однодневных ресторанов что-то оригинальное, расcчитывая сразу привлечь внимание посетителей необычной подачей или блюдом, которое можно попробовать только в другой стране. Например, в этом году однодневные рестораторы удивляли гостей алкогольным желе, американскими корн-догами на палочке, аутентичными вьетнамскими и корейскими блюдами и японскими вафлями в виде рыбок. Кроме того, в рамках ресторанного дня открывались вегетарианские рестораны, а больше всего, пожалуй, мероприятие привлекло производителей конфет, капкейков и других сладостей.  Впрочем, оказалось, что удивляться уже готовы не все — простые блюда в этот раз интересовали посетителей однодневных кафе не меньше экзотических. Например, в однодневном ресторане сотрудников "ДП" самой популярной позицией оказалась шаверма из индейки, а гости заведения признавались, что их внимание привлекали именно супы, которые в целом не так часто включают в меню участники ресторанного дня.

Деньги и клиенты

Подготовиться открытию своего однодневного ресторана оказалось возможно где-то за полторы недели. Этого хватило для того, чтобы продумать концепцию и меню, закупить посуду и продукты, распечатать полиграфическую продукцию. Заготовка тех блюд, которые к открытию уже должны были быть готовы (супы, торты и начинка для роллов) заняла около 10 часов.
Кстати, одноразовые стаканы и тарелки, заранее закупленные на складе, оказались лишней статьей затрат, с учетом того что заведение "Котелок и Шавка" открылось в хостеле, где уже была своя посуда. Гости предпочитали есть на месте, а не брать еду с собой, несмотря на расчет на формат take away. Полиграфическая продукция тоже оказалась не слишком нужна. Меню и вывеска — необходимый минимум, которого однодневному ресторану будет достаточно. При желании можно распечатать наклейки для брендирования пакетов или другой упаковки для еды, а вот листовки оказываются совершенно лишними. У сотрудников редакции так и не нашлось времени, свободного от готовки и обслуживания клиентов, чтобы их раздать. А те листовки, которые удалось раздать по дороге в магазин, где в середине дня пришлось докупать продукты, не привели в заведение ни одного клиента.
Зато наплыв клиентов обеспечили личные приглашения, а также группы в социальных сетях — друзья и коллеги на удивление живо откликнулись на приглашение прийти в "Котелок и Шавку". А первые клиенты не из их числа начали заглядывать в кафе около 15:00, ближе к вечеру их становилось все больше. Как рассказали сами посетители — они находили информацию о заведениях на сайте Ресторанного дня и выбирали заведение, которое хотят посетить, в зависимости от местоположения и того, насколько им интересны предлагаемые блюда. В среднем за день кафе посетили примерно 40 человек, а выручка составила 12 тыс. рублей. С учетом затрат, которые составили около 11 тыс. рублей, прибыль оказалась почти неощутимой.