Электронный риелтор

Появление банковских структур на рынке оформления сделок с недвижимостью наделало много шума в риелторском сообществе, которое увидело в новых игроках угрозу своему бизнесу.

Однако, по мнению экспертов, реальную опасность эти банковские продукты представляют скорее для частных расчетных центров, качество работы которых в подавляющем большинстве оказывается ниже всякой критики.

Риелтора не заменить

Вслед за Сбербанком, запустившим в начале года онлайн–сервис для проведения операций с недвижимостью "ДомКлик", собственный Центр сделок с недвижимостью открыл банк "Санкт–Петербург" в партнерстве с фирмой "Навиус". И если новый продукт, созданный при участии банка "Санкт–Петербург", направлен только на сервис по подготовке и проведению сделок, то "ДомКлик" от Сбербанка в числе прочих функций имеет базы данных по поиску недвижимости. В связи с этим в риелторском сообществе возникло опасение, что банки намерены захватить существенную долю риелторского рынка, объем которого сегодня только в Петербурге составляет от 7 млрд до 9 млрд рублей в год.
Негативное отношение брокеров и агентов подогрело заявление Германа Грефа о том, что "ДомКлик" от Сбербанка полностью заменит риелторов. Основным аргументом главы Сбербанка стало утверждение, что сервис электронной регистрации сделок существенно сэкономит затраты покупателя, поскольку стоимость услуг риелторов в среднем составляет 150 тыс. рублей, а поиск и регистрация жилья на сайте Сбербанка обходится клиенту всего в 10 тыс. рублей. Стандартная подготовка сделки в "Центре сделок с недвижимостью", стоит также примерно 10 тыс. рублей.
Экономия налицо, однако, как показывает практика, не всем покупателям недвижимости достаточно "механического клика". "10 тыс. рублей может стоить "сопровождение сделки", но риелторская услуга никогда не сводилась только к "сопровождению", — комментирует президент корпорации "Адвекс. Недвижимость" Александр Романенко. По его словам, риелтор — это в первую очередь эксперт, человек, который разбирается в устройстве рынка недвижимости, профессиональный переговорщик, который согласует условия сделки между продавцом и покупателем, поскольку подавляющее большинство сделок, которые сейчас проходят на рынке недвижимости, либо альтернативные, либо встречные — то есть клиент продает старое жилье, а затем с доплатой покупает новое. "Не стоит также забывать, что в Петербурге более миллиона человек живет в коммунальных квартирах, при расселении которых приходится сращивать целые цепочки сделок. Вряд ли банки будут подбирать объекты и согласовывать параметры сделки с использованием различных государственных программ поддержки малоимущего населения, субсидий и материнского капитала", — объясняет Александр Романенко.

Агрегаторы возможностей

По этой причине крупные игроки риелторского рынка считают, что объективно почвы для конфликта интересов не существует, поскольку они не пересекаются. "На самом деле ничего плохого в появлении таких структур нет, — считает Александр Романенко. — Сбербанк и банк "Санкт–Петербург" просто совершенствуют свои инструменты, помогая гражданам решать вопросы, связанные с приобретением недвижимости".
Аналогичного мнения придерживается и генеральный директор компании "MASTER Девелопмент" Вячеслав Семененко. "Процесс запуска таких проектов связан в первую очередь с изменением позиционирования самих банков в бизнес–среде. Банки сегодня начинают выступать в качестве своеобразных "агрегаторов возможностей" и все активнее осваивают смежные рынки. Первым был освоен рынок страхования, сейчас настала очередь рынка недвижимости", — объясняет Вячеслав Семененко.
По мнению экспертов, банки, вышедшие на рынок риелторских услуг, скорее станут конкурентами расчетным центрам, где сейчас происходит 76% сделок на вторичном рынке, а не профессиональному риелторскому сообществу. Между тем удобных сейфингов, отвечающих всем запросам клиентов, в расчетных центрах старого образца практически нет. Большинство из них работает по накатанной колее, не делая попыток изменить годами отработанную схему и хоть как–то повысить качество своих услуг. В ходе проведения проверки методом "тайный покупатель" выяснилось, что ряд сейфингов по–прежнему предоставляют возможность только наличных взаиморасчетов, характеризуются низкой скоростью обслуживания, имеют тесные, неудобные помещения без переговорных комнат и не гарантируют даже элементарного уровня безопасности.
В связи с этим банковские ресурсы быстро набирают популярность у частных клиентов. Они обеспечивают принципиально другой уровень сервиса, так как все операции проводятся по банковским стандартам, в помещениях банка. Услугой "ДомКлик" уже воспользовались более 5% клиентов Сбербанка. В планах недавно открывшегося "Центра сделок с недвижимостью" — проведение не менее 2 тыс. сделок в месяц.
Не исключено, что банковские сервисы рано или поздно будут оценены и риелторами. Уже сейчас интернет–сервис "ДомКлик" сотрудничает с рядом агентств недвижимости, причем, по данным Сбербанка, более 40% из них интегрировали свои базы данных и автоматизированные системы с "ДомКлик". Что касается "Центра сделок с недвижимостью", то он сразу был заявлен как площадка для работы риелторов. "Этот проект создан не вопреки интересам риелторов, а для них. В отличие от существующих сейчас банковских расчетных центров, мы хорошо знаем тонкости проведения сделок с недвижимостью. Наши услуги призваны снять с риелтора часть ненужной нагрузки. Структура электронного делопроизводства Центра заточена под проведение сделок любой сложности: запутанных, с самым непонятным капиталом, с самыми сложными источниками финансирования, с самыми сложными участниками", — поясняет сооснователь и генеральный директор Центра сделок с недвижимостью Владимир Завитков.
Вячеслав Семененко отмечает, что новые банковские центры по оформлению сделок будут весьма выгодны для девелоперов. "У компании–застройщика почти всегда есть структуры, которые необходимо содержать, но используются они от случая к случаю. Например, отдел по работе с дольщиками, который нужен в период передачи квартир дольщикам — допустим, 2 раза в год на короткий срок. Если появится возможность не создавать собственную структуру, которая требует определенных затрат, а получать такую же услугу на аутсорсе, уверен, многие застройщики по достоинству оценят такой сервис. Так же как и возможность реализовывать квартиры посредством подобных центров — ведь продажи сегодня обходятся девелоперам очень дорого. Думаю, в будущем подобные центры могут запустить пакеты услуг для девелоперов" — комментирует Вячеслав Семененко.