Рыбаки клюют на квоты

Рыбопромысловая группа "ФОР", связанная с Ильей Клебановым, заказывает на Выборгском судостроительном заводе два траулера за 5 млрд рублей.

Выборгский судозавод, возглавляемый Александром Соловьевым, построит два траулера за 5 млрд рублей для рыбопромысловой группы "ФОР", аффилированной с семьей бывшего полпреда президента в СЗФО Ильи Клебанова. Это третий крупный контракт верфи с рыбаками за последние 12 месяцев. Рыбаки заваливают верфи заказами на новые траулеры, чтобы получить обещанные правительством РФ дополнительные квоты на вылов морских биоресурсов. Квоты получат те компании, которые построят суда в России.

Бизнес сослуживцев

ООО "УК "ФОР" — головная компания рыбопромысловой группы "ФОР", входящая в десятку рыбопромысловых компаний России, подписала контракт с ПАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ) на строительство двух новых траулеров проекта ST116. Первое судно ВСЗ заложит в начале 2021 года, а завершит строительство обоих траулеров в июне 2022 года.
Владельцем группы значится Дмитрий Кожарский. Старый товарищ Ильи Клебанова был членом совета директоров ОАО "ЛОМО", которое Илья Клебанов возглавлял с 1992 по 1997 год.
"ДП" подробно писал, как создавался рыбный бизнес на базе рыбопромысловых и портовых активов, приобретенных семьей Ильи Клебанова, пока он занимал пост полпреда президента в Северо–Западном федеральном округе. Попытка связаться с Кожарским не увенчалась успехом. "Он не общается с прессой. У нас в компании никто не общается с прессой", — заявила секретарь компании. На сайте группы "ФОР" сообщается, что ее флот, состоящий из 14 судов, ежегодно вылавливает 150 тыс. т рыбы. Так, можно предположить, что годовой оборот компании — около 10 млрд рублей. "ФОР входит в десятку крупнейших рыбопромысловых компаний России. Она ведет промысел в основном в северных морях", — говорит один из собеседников "ДП". В самой УК "ФОР" анонимно пояснили, что два новых судна закупаются для лова в Баренцевом море — они будут ловить треску, пикшу, морского окуня.

Утроение объема

Совокупный объем заказов Выборгской верфи от рыболовецких компаний уже превысил 20 млрд рублей и до конца 2017 года возрастет до 35 млрд рублей.
Ранее ВСЗ заключил контракт c АО "Архангельский траловый флот" (75% АТФ принадлежит карельскому ООО "Вирма", которым владеют Дмитрий Озерский — 50% паев, Мария Миргородская — 26%, Геннадий Миргородский — 24%) на строительство в течение 2017–2019 годов четырех рыболовных траулеров по проекту ST 116XL за 10 млрд рублей. В декабре ВСЗ подписал контракт с мурманской рыбопромысловой компанией — ООО "Норд Пилигрим" на строительство в 2018–2020 годах двух траулеров проекта ST116 за 5 млрд рублей.
До конца года ВСЗ может получить еще как минимум один крупный контракт. В начале 2017 года АТФ заключил с ВСЗ опционное соглашение на строительство шести рыболовных траулеров за 15 млрд рублей.
"Наши планы не изменились. Мы выберем свой опцион", — говорит Дмитрий Озерский.

Выходим в прибыль

Обилие заказов на строительство рыболовецких судов — настоящее спасение для выборгского предприятия, которое еще недавно находилось на грани банкротства. В судостроении принято после подписания контракта выплачивать исполнителю задаток в размере 3–5% от суммы контракта (в отличие от аванса, он не возвращается заказчику, если он передумает строить суда). В итоге по результатам I квартала 2017–го ВСЗ впервые за последнюю пятилетку заработал прибыль — 15 млн рублей. "I квартал очень показателен. Полагаю, что и по итогам года мы получим прибыль", — говорит Александр Соловьев.
В трудную финансовую ситуацию Выборгский завод попал 5 лет назад, задолжав Газпромбанку 3,4 млрд рублей. За часть этого долга (1,8 млрд рублей) в феврале 2012–го государственное АО "Объединенная судостроительная корпорация" выкупило верфь у совладельцев банка "Россия". Позже ВСЗ рефинансировал остаток долга в банке ВТБ. На начало 2017 года долг верфи опустился ниже 1 млрд рублей.
По словам Александра Соловьева, выручка завода по итогам 2017 года может превысить 14 млрд рублей, что почти втрое выше уровня 2016 года. С таким оборотом ВСЗ войдет в тройку крупнейших верфей России после Адмиралтейских верфей и ПО "Севмаш", строящих подводные лодки для ВМФ РФ.