23:3116 мая 201723:31
79просмотров
23:3116 мая 2017
В Петербурге в борьбе за потребителей дошли до черного мороженого и розовых грибов.
Производители продуктов питания решили дать "цветной отпор" падению розничного товарооборота и попыткам потребителей максимально оптимизировать затраты. Петербургские компании выводят на рынок продукты необычного цвета, рассчитывая, что розовые вешенки и черное мороженое привлекут покупателей вопреки кризису.
Покрась грибы в розовый
Пищевикам сегодня приходится работать в непростой ситуации: оборот розничной торговли в России, согласно Росстату, в прошлом году сократился на 5,2%, до 28,1 трлн рублей. Кроме того, реальные денежные доходы населения падают третий год подряд: в 2014 году их снижение составило 0,7%, в 2015–м — 4%, а в 2016–м — 5,9%. С одной стороны, потребители стараются переходить на более дешевые продукты — гречку и макароны. С другой — их все же можно привлечь чем–то необычным.
Так, например, компания "Талосто" приступила к выпуску мороженого черного цвета. Упаковка продукта выполнена в стиле вампирской тематики. Как сообщили представители компании, изначально идея такого продукта пришла из сегмента кафе и ресторанов. При производстве новой продукции используется натуральный краситель — активированный уголь. "Решившись на выпуск такого мороженого, мы в первую очередь рассчитывали на интерес потребителя", — рассказали в компании.
Спрос на черное мороженое уже превзошел все ожидания московской команды кафе Tim&Tim. "Черное мороженое появилось случайно. Мы должны были принять участие в гастрономическом фестивале, и организаторы нас попросили представить что–нибудь оригинальное. К этому времени у нас был разработан вкус мороженого с очень оригинальной ароматикой. Поэтому мы решили именно его и закрасить в черный цвет, красили углем. Конечно, в первую очередь для потребителей основной мотив попробовать — любопытство и желание получить новые ощущения", — рассказывает создатель сети кафе Tim&Tim Алексей Прохоров.
Красят в яркие цвета не только мороженое. Крупный производитель грибов, фермер Сергей Олихнович, вложил более 500 тыс. рублей в производство розовых и желтых вешенок. Правда, этот вид вешенок естественного цвета. Розовые вешенки растут в России, на Дальнем Востоке. А желтые — родом из Южной Америки. "В настоящее время мы ведем переговоры с федеральными сетями о поставках нашей новой продукции, некоторые партнеры ею активно интересуются", — говорит Сергей Олихнович. Вывод новой продукции в том числе актуален в связи с тем, что еще несколько крупных сельхозпроизводителей заявили о планах выращивать вешенки. Если все планы будут реализованы, то рынок вешенок будет заполнен.
Работает над цветовой палитрой и петербургский предприниматель Владимир Митрофанов, который занимается выпуском японского цветного шоколада Okasi. По его словам, сейчас выпускается зеленый (с добавлением чая матча), фиолетовый (с бататом) и серый шоколад (с использованием кунжута). В ближайшее время Владимир Митрофанов приступит к выпуску желтого шоколада с добавлением японского мандарина. "В целом, конечно, продажи продуктов питания падают. Но мы удерживаем объемы продаж и даже увеличиваем их за счет выхода в новые для нас регионы работы с новыми партнерами", — говорит Владимир Митрофанов.
Основные клиенты предпринимателя — это одиночные специализированные магазины, например продающие чай или товары из Японии, а также крупные торговые сети. Сейчас предприниматель работает с петербургскими сетями, а в перспективе планирует сотрудничать также с московскими премиум–сетями, компаниями из других регионов.
Продукты питания необычного цвета уже давно знакомы петербуржцам благодаря креативности рестораторов. Меню служб доставки, бургерных и ресторанов не первый год предлагает отведать черные (покрашенные чернилами каракатицы или углем) и красные (с использованием свекольного сока) бургеры, роллы, пиццу и пасту. "Цветная еда — это актуальный тренд, поэтому сейчас команда сервиса разрабатывает новые позиции более ярких и необычных цветов", — рассказал Владимир Овелян, генеральный директор сервиса доставки еды "Dostaевский", предлагающего клиентам черные роллы и бургеры с конца прошлого года.
Побаловать себя в кризис
В целом эксперты считают, что выпуск продуктов необычного цвета может быть удачным маркетинговым ходом. "Запуск производства необычных продуктов питания — это перспективное в кризис направление. Несмотря на экономию и сокращение расходов, потребители все равно хотят получать новые эмоции и удовольствие от жизни, а сегмент продуктов питания идеально для этого подходит", — убежден Иван Федяков, гендиректор ИА Infoline. По его мнению, необдуманные действия по упрощению и удешевлению продуктов питания в кризис не всегда оправданны. В такой период для производителей открываются новые ниши, производство товаров с необычными характеристиками может стать стратегией по привлечению потребителей, которые стараются экономить, но все равно хотят новых ощущений. "Необычный цвет или форма продукта может подтолкнуть потребителя на покупку в первый раз. Но во второй или третий раз покупатель уже будет оценивать продукцию по вкусу и качеству. В принципе, вывод на рынок продукта необычного цвета может быть хорошим маркетинговым ходом для предприятия, вопрос — как это все обставить", — подтверждает Владимир Митрофанов.
А вот руководитель рекламного агентства "Энди" Максим Федоров отмечает, что эксперименты с цветом могут затронуть не более 15% аудитории. К ней относятся люди с высоким достатком, любящие экспериментировать гурманы. Максим Федоров напоминает о том, что попытки некоторых компаний экспериментировать с цветом продуктов проваливались. Например, в XX веке потребитель не оценил прозрачную кока–колу и розовую фанту, и выпуск этих новинок был прекращен.
"Думаю, что истерика по поводу цветной еды в ближайшие годы пойдет на спад. От необычного цвета все–таки ожидаешь и необычного вкуса или других ощущений. Если этого нет, то все понимают, что их просто поймали на любопытстве", — подытоживает Алексей Прохоров.
"Классикой становится то, что по–настоящему вкусно, то, что нравится многим. Тренд на цвет наверняка пройдет, останутся лучшие "эксперименты" с цветом", — прогнозирует Михаил Соколов, совладелец Italy Group, в некоторых ресторанах которого цветную еду подают с 2010 года.