Как прошла "Биржа стартапов" №28

Автор фото: Беликов Валентин
Автор фото: Беликов Валентин

На 28-й по счету "Бирже стартапов" инвесторам представили систему для поиска попутчика на работу, производство трайков для дрифта, удобрение для почвы, приложение для музеев, умный ключ для электрозамков и систему методов медицинских анализов.

Инвесторы и соискатели очередной "Биржи стартапов" встретились рано утром в ресторане "Rыба", чтобы познакомиться друг с другом и, возможно, заключить сделку. Инвестиционная сессия от газеты "Деловой Петербург" собрала экспертов из разных областей.
Среди них директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург" Михаил Гаврилов, интернет-буржуй Андрей Рябых, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) в Петербурге Николай Страх, управляющий партнер венчурного фонда "Cosimo-Ovenix Россия" Юрий Левинтов, директор по развитию венчурного фонда iDealMachine Елена Силинская, председатель совета директоров ГК "БестЪ" Андрей Лушников, директор бизнес-инкубатора "Ингрия" Полина Лукьяненко, Михаил Раяк и бизнес-ангел, CEO в CFD GROUP Александр Гаврюшенко.
Участникам было непросто защищать свои проекты, инвесторы в этот раз были настроены скептически. Возможно, именно поэтому лишь один из шести стартапов — проект "Шунги Терра" Дмитрия Пыжова — вызвал неподдельный интерес жюри. Впрочем, победителем "Биржи стартапов", судя по данным голосования инвесторов, стал проект "DadaЕду" Ильи Зеленчука.

Сезам, откройся!

Апрельская "Биржа стартапов" началась с презентации проекта Brelock. Его создатель Дмитрий Замаруев рассказал инвесторам о современном ключе для электрозамков, который был разработан его командой. Технология позволяет превратить смартфон в ключ для двери благодаря мобильному приложению, специальному ПО, стандарту Bluetooth и облачным технологиям. "Им можно управлять с помощью смешанных сетей и сети Wi-Fi", — объясняет Дмитрий.
У основателя проекта есть опыт запуска IT-проектов на российском и западном рынках. Стартап получил грант Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, прошел акселерацию в Future Technologies и уже закрыл первые продажи. Подробнее о проекте можно прочитать тут.
У жюри сразу появились вопросы по поводу защиты такого ключа. Инвестор Андрей Рябых усомнился в безопасности системы, использующей открытые протоколы данных: "Кто несет ответственность? Если такой замок будет взломан и из помещения что-то украдут? Гарантировать защиту такой двери невозможно".
Его поддержал Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК "БестЪ": "Проект требует серьезных доработок: надо повышать безопасность, может быть, добавить видеозвонок. Недавно купил подобную вещь в Англии, она с видеозвонком — в телефоне я сразу вижу, кто мне звонит. Она не откроет, пока я сам не открою. На самом деле штука очень удобная, современная, а безопасность можно повысить совершенно простыми методами".
Представитель проекта предсказуемо ответил: "Ответственность за это в первую очередь лежит на плечах пользователя. Сейчас мы ищем 6,4 млн рублей на маркетинг и создание новой версии продукта с усиленным шифрованием".
"Целевая аудитория этого стартапа — гостиницы и апарт-отели, там это может быть востребовано. Но проект пытается зайти на рынок, где вообще ничего не понимает. Да, у команды есть интересная технология, но сама по себе — без продаж, внедрения или специалистов с ключевыми компетенциями  она ничего не стоит", — высказал замечание к проекту Михаил Гаврилов, директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург".

Новое поколение анализов

Непросто пришлось и Владимиру Стаценко с презентацией новых методов лабораторных исследований от студентов СПбГУ. После пятиминутной презентации инвесторы хором задали вопрос: "Что это такое?" Молодому стартаперу пришлось сильно постараться, чтобы снова объяснить идею проекта. На этот раз он постарался объяснить суть системы для определения биологически значимых аминов на основе полимермодифицированных электродов более простыми словами.
Проект родился в декабре 2016 года у студентов-химиков СПбГУ, которые придумали уникальный способ нанесения полимеров на электроды для повышения точности электрохимического анализа. Технология позволяет сделать анализы более точными и дешевыми, предназначена для частных лабораторий, но может применяться как для диагностики заболеваний в медицине, так и в экологии (анализ состава воздуха) и потребрынке (анализ качества товаров). Команда уже ведет переговоры с "Инвитро" и "Хеликс".
Стартап ищет 10 млн рублей и готов отдать инвестору от 30 до 50% доли в компании. "Использование других технологий очень затратно для клиник, потому что они используют благородные металлы для нанесения. Мы обнаружили такие вещества, которые дешевле и в водных средах не распадаются", — отметил ценность и конкурентное преимущество своего проекта Владимир Стаценко. Подробнее о стартапе можно узнать здесь.
У многих членов жюри сразу появился вопрос: "Почему вы пришли сюда, почему вас не купит тот же самый "Инвитро"?". Представители проекта ответили, что ищут любые пути инвестирования и сейчас перед ними остро стоит вопрос сертификации, для чего проекту сейчас и необходим инвестор.
Вопрос сертификации и вызвал много обсуждений среди инвесторов. Михаил Раяк, инвестор, декан факультета методов и техники управления ИТМО, сразу же сказал, что для медицины десятки опытов, проведенных командой стартапа, — это крайне мало. "Сейчас проекту нужна медицинская сертификация, а это десятки миллионов опытов, поэтому проще сфокусироваться на экологии, доказать состоятельность своего изобретения и работоспособность метода там, чтобы после, заработав на этом денег, уже идти в медицину. Ваша результативность не подтверждена, она ожидаема, но не доказана. Когда вы придете с подтвержденной результативностью, то можете мне позвонить", — отметил эксперт.
"Игра в медицину — это всегда игра вдолгую. Эффективность методики можно доказать и меньшей кровью: и быстрее, и дешевле. Учитывая широкий спектр применения вашей технологии, не стоит зацикливаться только на этой отрасли. Без стратегического партнера, который возьмет вас под крылышко, путь будет очень долгим", — отметила Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия".
"Все это оборудование требует очень тщательной проработки. Поэтому в партнеры нужно выбирать очень серьезную структуру, а не пытаться обойти сертификацию какими-то непроверенными способами", — подытожил Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК "БестЪ".

Транспорт для экстремалов

Следующий стартап на площадку "Биржи стартапов" не вышел, а буквально выкатился. Трехколесное транспортное средство с мотором (трайк) сразу же привлекло внимание жюри. На нескольких скоростях водитель дрифтовал перед инвесторами, а они снимали чудо техники на видео.
Затем представитель проекта Лилия Габидулова представила стартап Amazin Bike. Его идея — производство отечественных трайков для дрифта. Стартап планирует самостоятельно производить трехколесный транспорт для катания в режиме управляемого заноса, а пока привез в Россию своих конкурентов, чтобы протестировать спрос.
Проект стартовал в феврале 2017 года, сейчас в него вложено 600 тыс. рублей. Компания провела первые краш-тесты, уже есть заказы, а летом в Сочи открывается первый пункт проката, оборудованный пока трайками зарубежного производства.
"Когда я села в первый раз, мне снесло крышу. Состояние мозга потрясающее, когда вы уходите в дрифт. Мне захотелось сделать эту вещь еще более огневой и интересной, сделать существующую модель более качественной и износостойкой", — объяснила представитель проекта членам жюри, как и почему родился этот стартап. Подробнее о проекте можно узнать здесь.
В команде — инженеры-программисты из CompMechLab, конструктор, испытатель-велогонщик и многократный призер и победитель Кубка России по авторалли. Компании нужны 1,8 млн рублей первым траншем на создание прототипа, 5 млн рублей вторым — на производство серии из 800 страйков и 15 млн рублей третьим траншем на запуск серийного производства. Взамен команда готова предложить инвестору 50% компании.
"Замечательная вещь, огромные возможности для пиара, хороший руководитель, — высоко оценил проект Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК "БестЪ". — Продукт, конечно, требует доработки, но он явно в тренде современных тенденций в массовом спорте. Рынок поглощает все — команде просто нужен хороший маркетинг и специалисты по продажам".
"Мне нравится это устройство, однако в моем понимании этот продукт лучше подойдет для юга Франции и, например, фестиваля экстрима Red Bull. Я верю, что полупрофессионалы будут готовы это себе купить, но это очень узкая аудитория. Здесь не нужно бороться за массовый сегмент, нужно усиленно работать со своей нишей", — объяснил Михаил Гаврилов, директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург".
Довольно скептически высказался об идее проката трайков Николай Страх, представитель Фонда развития интернет-инициатив: "Инвесторам неинтересно вкладывать в людей с огромными глазами, ему интересно вкладываться в деньги. У меня большой опыт бизнеса-проката. Я вообще не представляю, как это будет работать в прокате с учетом амортизации. Я слабо сомневаюсь, что прокаты станут вашим донором, они изначально не смогут оценить привлекательность вашего продукта. Очень сложно поверить в цифры, про которые вы говорили".

Эх, прокачу!

На смену идее трехколесного транспорта пришла идея транспорта с четырьмя колесами: речь идет о новом сервисе, эксплуатирующем идею так называемого каршеринга. Илья Зеленчук представил сервис для поиска попутчика на работу "DaDaЕду". Система позволяет сотрудникам, работающим в разных компаниях внутри одного бизнес-центра, находить попутчиков на работу и домой. Концепция продукта похожа на идею BlaBlaCar, только сфокусирована на офисных рабочих. По замыслу создателей проекта, такой сервис позволит крупным работодателям повысить лояльность сотрудников.
Проект стартовал в июле 2016 года, сейчас в него вложено 12,5 млн рублей. У стартапа есть статус резидента "Сколково". В апреле 2017 года состоялась первая продажа, сейчас сервис "DaDaЕду" используется в семи офисах Сбербанка в Москве и "СКБ Контур" и бизнес-парке "Деловой квартал" в Екатеринбурге. Команда ищет 60 млн рублей на развитие проекта. Подробнее о проекте можно узнать тут.
"У нашей управляющей компании 30 больших бизнес-центров, но я не понимаю, зачем это нужно, почему я должен за это платить и как вы можете заинтересовать меня, чтобы добраться до моего кошелька, — неутешительно высказался Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК "БестЪ". — Это сотрудники должны сами друг другу помогать или платить за возможность пользоваться этим сервисом, но ориентироваться на бизнес-центры, которые основатель стартапа считает своими основными покупателями, — очень большая ошибка".
Инвесторы посоветовали Илье обратить внимание на другие сегменты покупателей: компании-арендодатели в БЦ, администрации маленьких населенных пунктов, фирмы-застройщики.
"Вы ориентируетесь на b2b-сегмент, попробуйте b2c. Возьмите родителей, детей и школу. Родители и так очень много платят: за образование, дополнительные кружки, они заплатят и за доставку детей. Компании не готовы платить, а кто-то из 5 тыс. сотрудников вполне может вам заплатить за такой сервис. Это работает в Европе и США, почему не будет работать у нас? Будет, пробуйте", — подсказала Елена Силинская, директор по развитию венчурного фонда iDealMachine.
"Весь следующий период надо посвятить тестированию гипотез, кому будет интересен этот бизнес, и искать самого маржинального клиента, а потом уже масштабировать идею", — такое заключение сделал инвестор Андрей Рябых.
Впрочем, несмотря на критику, все инвесторы, как один, поставили проекту максимальное на этой "Бирже стартапов" количество баллов за предпринимательские качества руководителя проекта, инвестиционную привлекательность и оригинальность идеи.

"Цифра" для музея

Лидером "Биржи стартапов" с точки зрения презентации стал проект ViviGuide, который представил Александр Пинчук. Это мобильная платформа для точечной подачи информации в музей. Стартап — победитель федерального конкурса GenerationS создал платформу, которая благодаря облачным технологиям и технологиям iBeacon позволяет доставлять контент пользователю в зависимости от его нахождения в пространстве. Например, информация о том, как была создана конкретная картина, у которой пользователь замедлил шаг, проходя мимо стены, увешанной картинами.
Технология предназначена для создания интерактивов для музеев и на мероприятиях. Стартап получил премию правительства Петербурга в номинации "Лучшая бизнес-идея — 2015". Есть патент и первые продажи, сейчас проект ведет переговоры с Русским музеем. Подробнее о проекте можно узнать здесь.
В процессе презентации стартапа в ресторане начали раздаваться частые звуки оповещений: это Андрей Лушников скачал приложение Vivi Guide. "Оно слишком нагружено, постоянно атакуют оповещениями, еще парочка, и я их отключу", — предупредил бизнесмен. "Это тестовый вариант, он специально так настроен", — ответил ему Александр.
"Такое зажигательное было представление проекта, что все заслушались. Я видела, что некоторые члены жюри ставили высокие баллы прямо во время выступления, потому что хорошая презентация. Видно, что человек готовился, а это всегда приятно. Только не очень понятно, зачем он пришел", — поделилась Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия".
Елена Силинская, директор по развитию венчурного фонда iDealMachine, предостерегла создателя проекта: "Музейный рынок — это в принципе сложный сегмент. Однажды проект достигнет потолка роста и столкнется со сложностями масштабирования, как это уже было с довольно известным стартапом Smart Museum, который показывал взрывной рост вначале, а теперь развивается довольно медленно".
Юрий Левинтов, управляющий партнер венчурного фонда "Cosimo-Ovenix Россия", решил поделиться собственным опытом с молодым стартапером: "В свое время наш фонд общался с одной ирландской компанией, которая занималась похожей историей, и я готов поделиться определенными вещами, которые мы услышали от них. Возможно, это окажется подспорьем в том, что делает этот стартап в России".

Плодородия ради

Смог заинтересовать жюри Дмитрий Пыжов с проектом "Шунги Терра". Это новое органо-минеральное шунгитосодержащее удобрение для подкормки овощей, рассады цветов и саженцев деревьев. Оно способствует восстановлению породности почвы, увеличивает урожайность овощей на 20-40% в зависимости от вида растения и почвы. Технологию производства удобрения команда предприятия "Медведь-Камень" начала разрабатывать в 2014 году. С того момента в проект уже вложено 30 млн рублей, продажи стартовали в 2016-м.
У компании есть свое производство (мощность до 10 тонн в сутки), необходимые сертификаты, лаборатория, собственные сырьевые ресурсы. Проект ищет 30 млн рублей для продвижения удобрения на российском и зарубежном рынках взамен 25% компании.
В качестве примера автор идеи принес те самые удобрения, которые уже производит и продает потребителям. Также Дмитрий показал фотографии опыта на растениях, где виден эффект использования шунгитосодержащих удобрений и обычных: видно, что растения в первом случае получаются более крепкими и здоровыми. Подробнее о проекте можно узнать здесь.
"Мы ищем инвестора, который даст нам возможность быстрого развития. Мы предоставим партнеру доступ к нашим производственным мощностям и вместе реализуем высокий потенциал проекта. Самое слабое наше место — конечные продажи, поэтому мы готовы войти на рынок удобрений с тем, кто туда уже вхож", — обратился к бизнес-ангелам стартапер.
Проект в итоге заручился поддержкой Полины Лукьяновой, директора бизнес-инкубатора "Ингрия": "Я знаю российский рынок, потому что долго работала в этом сегменте, и готова познакомить вас со стратегическими игроками. Не знаю, договоритесь вы или нет, но контакты я дам. У вас много конкурентов в России, так что активно выходите на международный рынок. Учитывая органический способ производства вашего удобрения, именно там вы сможете встретить большой отклик: во многих странах строго запрещено использовать удобрения, полученные химическим путем".
Стартап заинтересовал и Андрея Лушникова: "У продукта огромный и интересный рынок: эффект от него нужен каждому человеку и в глобальных масштабах, и в частных. Я бы вложился туда, но это не моя сфера. На мой взгляд, это лучший проект на этой "Бирже стартапов".
Михаил Раяк отметил, что этот стартап, наряду с проектом BioEl Владимира Стаценко, один из двух проектов, которые его заинтересовали: "Надо проверять, надо смотреть эти гипотезы. Тут, в отличие от других стартаперов, есть бизнес на какие-то приличные цифры. У всех остальных цифры маленькие — для инвесторов там даже смотреть нечего".
"В России большой рынок дачников и садоводов, поэтому если активизировать рекламу в этом сегменте, то розничные продажи по садоводствам будут зашкаливать", — заключил Юрий Левинтов, управляющий партнер венчурного фонда "Cosimo-Ovenix Россия", и пожелал стартапу удачи.
Жюри "Биржи стартапов" № 28:
1. Николай Страх, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)
2. Михаил Гаврилов, директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
3. Михаил Раяк, декан факультета методов и техники управления ИТМО
4. Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК "БестЪ"
5. Максим Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург"
6. Елена Силинская, директор по развитию венчурного фонда iDealMachine
7. Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия"
8. Андрей Рябых, инвестор
9. Юрий Левинтов, управляющий партнер венчурного фонда "Cosimo-Ovenix Россия"
10. Александр Гаврюшенко, бизнес-ангел, CEO & Founder в CFD GROUP
Следующая "Биржа стартапов" состоится 29 мая. Чтобы принять участие, необходимо позвонить по номеру 8 (909) 583 53 63 куратору проекта Анастасии Жигач и рассказать о своем проекте и инвестиционном предложении инвестору. Заявки принимаются до 18 мая.