Киберспорт как нестандартный арендатор

 

Автор — основатель киберспортивного проекта Gamer Stadium
Популярность киберспорта растет быстрее, чем аналитики успевают ее считать. И я смог убедиться в этом сам. В ноябре 2016 года мы открыли первый киберспортивный стадион Gamer Stadium в московском торговом центре. Признаюсь, на тот момент я в киберспорте практически не разбирался. Больше 10 лет занимался ретейлом, и для меня киберспортивный стадион в торговом центре — прежде всего ретейл. Закончив крупный проект по подбору помещений для Tele2, я понял, что управление этим бизнесом перестало давать драйв. Так родился новый проект. Партнером стал Ярослав Комков, руководитель киберспортивного направления на Sports.ru. В общих чертах я вник в новую тему быстро, поиграл во все игры, знаю, о чем они, и даже понимаю механику каждой. Наши потенциальные франчайзи (а мы готовы к запуску франшизы, в том числе и в Петербурге), как правило, тоже не глубоко разбираются в киберспорте. Чаще всего это бывшие геймеры–любители, рассматривающие проект как возможность изучения перспективного бизнес–направления простым путем. Им точно будет легче — все шишки, какие могли быть, мы уже набили.
Самое сложное — точно просчитать модель и потенциальную монетизацию проекта, учитывая множество подводных камней, прямо влияющих на возврат инвестиций. Когда строишь первый в стране киберспортивный стадион в торговом центре, тяжело предугадать его посещаемость и пообещать что–то арендодателю с точки зрения его дохода, а тем более гарантировать этот доход контрактом. Вторая сложность — неравномерность трафика. Мы протестировали все возможные модели мероприятий, чтобы понять, чем можно привлекать аудиторию в будни. Оказалось, что возможностей монетизации — сотни, был бы креатив. Теперь у нас есть запросы на подростковые дни рождения, а на 23 февраля крупная компания заказывала мероприятие на 150 человек с настольными играми — мы открыли для себя корпоративную нишу.
Еще одна загвоздка — для арендодателей концепция нестандартна. Приходится объяснять, например, почему мы так часто просим согласования на прекращение коммерческой деятельности. Когда Aviasales подписывал рекламный контракт с киберспортивной командой NaVi, клуб был закрыт целый день — выставляли свет, вешали баннеры и т. д. Посетители, кстати, относятся с пониманием — мы в соцсетях предупреждаем, что будем закрыты, и почему. Подобные мероприятия придают клубной карте большую ценность: стоило игроку NaVi зачекиниться в Шереметьево, как он получил больше тысячи лайков, за трансляцией шоу–матча здесь следил целый футбольный стадион.
Инвестиции требуются серьезные — открываться на маленькой площадке нет смысла, и оборудование должно быть лучшим. Самый распространенный вопрос от потенциальных франчайзи: сколько нужно денег и когда окупится проект. У меня нет стандартного ответа, потому что многое зависит от компетенций и вовлеченности конкретного человека. Это точно не вендинговый аппарат, который достаточно воткнуть в розетку. Мы на операционную окупаемость вышли примерно за 2 месяца.