Россия отказывается строить новейший эсминец "Лидер"

Автор фото: wikipedia.org
Автор фото: wikipedia.org

Строительство нового эсминца "Лидер" с двумя сотнями ракет на борту, проект которого разрабатывает АО "Северное проектно-конструкторское бюро" (ПКБ), откладывается. Это ставит под вопрос целесообразность модернизации убыточной Северной верфи. Ее производственные возможности хотели расширить за 26 млрд рублей именно для постройки 200-метрового эсминца.

В новую госпрограмму вооружений эсминец "Лидер" не попал, сообщил "ДП" представитель одной из проектных организаций. Хотя о планах приступить к его строительству в начале 2018 года неоднократно заявлял Алексей Рахманов, президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, контролирует Северное ПКБ и Северную верфь). "Никакого "Лидера" не будет. У государства попросту нет денег на серию кораблей, каждый из которых собираются оснащать ядерной энергетической установкой. Стоимость одного такого корабля с ракетным вооружением составит никак не меньше 80 млрд рублей. Закладка эсминца обернется очередным дорогостоящим долгостроем", — говорит один из судостроителей.

Северный долгострой

"ДП" подробно писал о приостановке строительства фрегатов проектов 11356 и 22350, строящихся на калининградском "Янтаре" и Северной верфи из-за прекращения поставок газотурбинных установок с украинского предприятия "Зоря-Машпроект". К слову, вчера президенту РФ Владимиру Путину показывали новый испытательный комплекс рыбинского НПО "Сатурн", где с 2018 года планируется начать серийную сборку "оморяченных" газотурбинных установок.
Проблемы с фрегатами возникли не только из-за энергетических установок, неготовность зенитно-ракетных комплексов не позволяет Северной верфи передать флоту головной фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков". Очередной срок его сдачи намечен на лето 2017 года. Но заместитель министра обороны Юрий Борисов опасается, что из-за концерна "Алмаз-Антей" флот может опять не получить фрегат в назначенный срок.
"О каком "Лидере" вы говорите? Пока не существует даже окончательного проекта. Макет корабля показали в 2015 году на Военно-морском салоне, и пока все", — говорит другой собеседник "ДП".
С ним соглашается Андрей Фролов, научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий. По его словам, нет ясности ни с проектом, ни с тем, насколько нужен новый эсминец флоту.
В Северном ПКБ, которое занимается проектированием эсминца 23560 "Лидер", сообщили, что на вопросы о состоянии проекта может ответить только генеральный директор, и то вряд ли. В итоге запрос "ДП" остался без ответа, а из отчетности предприятия можно увидеть, что работа над техническим проектом начата в июне 2016 года и к началу 2017-го проект должен быть готов всего на 5%.
"Теоретически проект можно завершить до конца года и в начале 2018-го приступить к строительству, но где? На модернизацию Северной верфи денег, похоже, нет", — предполагает представитель одной из верфей.

Конкурс без конца

В марте Северная верфь повторно объявила тендер на первый этап модернизации за 6,3 млрд рублей. Предложением заинтересовались АО "Концерн Титан-2", АО "Метрострой", ООО "Больверк" и АО "Промстрой". Впрочем, это еще ни о чем не говорит. Год назад Северная верфь даже определила победителя тендера. Но контракт с ним так и не заключила из-за отсутствия средств. Результаты по новому тендеру предполагалось объявить 20 апреля. "Сейчас мы проводим техническую оценку участников. Как только утвердим ее, будем запрашивать их актуализированные ценовые предложения. Предположительно, это случится до конца недели", — пояснили на верфи.
В начале прошлой недели новый руководитель верфи Игорь Пономарев доложил на Совете по инвестициям при губернаторе Петербурга о планах модернизировать верфь к 2019 году за 26 млрд рублей. Прежний проект оценивался в 30 млрд рублей и должен был завершиться в 2024 году запуском сухого дока. Позже от него отказались ради экономии средств.
Северная верфь со своим проектом получила-таки статус стратегического инвестора, который предоставляет ей льготы по аренде городской земли. "У верфи есть городская земля — береговая линия под причалами, сооружениями", — поясняет источник в Смольном. Для стратегического инвестора также предусмотрены льготы по налогу на прибыль. Но для Северной верфи эти не актуально. За 2016 год она получила рекордный убыток за последнюю пятилетку — 1,8 млрд рублей, а выручка верфи сократилась на 26%, до 13,6 млрд рублей.