Хороший продукт — это еще не бизнес

Автор фото: Беликов Валентин

 

Автор — представитель ФРИИ в Петербурге
Эта "Биржа" стала кладезем стартапов, у которых продукт уже готов и нужно заниматься только его развитием и привлечением клиентов. Но большинство предпринимателей решили акцентировать внимание аудитории на двух вещах: продукте и его потенциале на рынке. Что вкупе с весьма высокими финансовыми ожиданиями от инвестора оставило смешанные чувства.
Первыми выступали авторы проекта с красноречивым названием "Полимер–модифицированные электроды для определения биологически значимых аминов". Столь оригинальное название сразу кричит инвестору о том, что продаж еще не было. Это классическая команда молодых инженеров–ученых. Они полностью сфокусированы на продукте и не думают о продажах. Между тем есть два фактора, которые могут свести все усилия на нет: маленький регулируемый рынок и возможность быстро самостоятельно повторить продукт.
Следом выступила Лилия Габдулина с проектом Amazing Bike. Тот случай, когда стоит выделить автора, несмотря на общий скепсис к бизнесу. Вместе с безоговорочной верой в проект у Лилии был ответ на любой вопрос от потенциальных инвесторов. Но, на мой взгляд, не хватало конкретики: она говорит о привлечении денег для выхода на европейский рынок, а рассказывает только о планируемом маркетинге в России; речь шла о массовом рынке, а цена — 55 тыс. рублей. Тем не менее у команды хорошие шансы выйти на системные продажи, если удастся сфокусироваться и выявить несколько приоритетных клиентских сегментов.
Очередной сервис совместных поездок по принципу share economy (совместное потребление. — Ред.) — "DaDaЕду". Однако проект сразу смог приковать внимание инвесторов отличием от привычных BlaBlaCar и Beepcar — это b2b–модель вместо привычного заработка на водителях и пассажирах. Уверен, это достаточно перспективный вектор развития, чтобы найти устойчивую бизнес–модель. Для успеха в этом направлении у проекта почти все есть: продукт, первые продажи и предыдущий опыт.
Когда Александр Пинчук начал презентовать сервис для музеев, то в глазах инвесторов читалось: денег на этом рынке нет. Но оказалось, что автор сервиса VidiGuide трезво оценивает свои шансы и на первых порах не пытается выстроить масштабируемую бизнес–модель, а вполне довольствуется проектным подходом к бизнесу. Именно на продажах и внедрениях сейчас и стоит сконцентрироваться, отложив "захват рынка" на год–два. Искомые 15 млн я бы не отважился инвестировать, но 1–2 млн — вполне.
Большинство проектов осознанно подходят к бизнес–задачам и при усилении маркетинга вполне способны уже в ближайшее время стать гораздо привлекательнее для инвестиций.