Будущий прорыв

В число прорывных FMCG–инноваций 2016 года вошла продукция российской компании. Это удается пока не многим.

Исследователи Nielsen, изучив появившиеся на рынке в прошлом году почти 10 тыс. новых FMCG–товаров по всей Европе, назвали 11 самых успешных из них. По оценке аналитиков, это продукты принесли компаниям как минимум 7,5 млн евро прибыли от мировых продаж в течение первого года после запуска. Именно критерий прибыли первого года, а также сохранение по крайней мере 90% продаж первого года на втором году жизни и лежат в основе их признания как прорывных инноваций.
В 2016 году в число 11 компаний, предложивших инновационные продукты, попал российский производитель детского питания АО "Прогресс". Эксперты выбрали компанию за упаковку — пакет с горлышком, разработанный таким образом, что маленькие дети могут употреблять продукт самостоятельно.
Cегодня доля инновационной продукции в общем объеме производства в РФ, по некоторым оценкам, не превышает 12%. Председатель совета фонда "Центр стратегических разработок" и экс–министр финансов РФ Алексей Кудрин полагает: чтобы соответствовать мировым вызовам, нужно около 30%.
Существует несколько причин, тормозящих развитие инноваций. Во–первых, сложные отношения страны с мировыми странами–лидерами, что влияет на экономику страны и планы компаний по развитию. Как отмечают эксперты, из–за короткого горизонта планирования руководители многих компаний вообще не задумываются об инновациях, которые требуют больших финансовых вложений. Побочным эффектом низкой инновационной активности становится потеря в компаниях компетенций и процессов, необходимых для внедрения инноваций.
Во–вторых, эксперты обращают внимание на отсутствие у компаний финансовых средств на инновации. Так, по данным исследования Высшей школы экономики, около 32% организаций считают недостаток собственных денежных средств ключевым препятствием развития инновационной деятельности. При этом более 41% компаний разрабатывают инновации своими силами.
В–третьих, как отмечают эксперты, сложившиеся на российском рынке условия — например текущая система ценообразования гособоронзаказа и ограниченная конкуренция со стороны иностранных компаний — не создают необходимых стимулов для развития инноваций в крупных компаниях.
Эксперты напоминают, что создание инновационного продукта представляет собой комплекс мероприятий, связанных с доведением научно–технического замысла до результата, пригодного для использования на практике. Изобретение будет рассматриваться как инновационный продукт только тогда, когда будет востребовано потребителями.
На это требуются время и деньги. К примеру, разработка продуктов, снижающих потенциальный риск от курения, заняла у компании "Филип Моррис Интернэшнл" более 10 лет и потребовала около $3 млрд инвестиций. Компания Samsung потратила в прошлом году, по версии корейских СМИ, $13,8 млрд на создание инноваций.
В десятку самых щедрых на инновации компаний в мире, по версии журнала Fortune, входят Volkswagen, Toyota, Intel, Microsoft, Google, Samsung, Roche, Novartis, Johnson&Johnson, Merc — они расходуют до 20% годовой выручки, то есть примерно $8–14 млрд.