Вместо стереотипов

Рынок бытовой техники и электроники российского производства активно растет.

Сначала 1990–х годов, когда бытовая техника и электроника наводнила прилавки российских магазинов, присутствие отечественных марок этого вида продукции становилось все менее заметным. Но в последние несколько лет ситуация начала меняться в пользу техники российского происхождения.
"Сильная девальвация рубля, начиная с 2014 года, не только благоприятно отразилась на экспорте сырьевых товаров, но и поддержала продажи за рубеж отечественной электроники. Основной пик реализации пришелся на 2016 год", — рассказывает аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Он отмечает, что показатели экспорта стиральных машин из России оказались рекордными для страны в количественном и стоимостном выражении. При этом 55% поставок пришлось на дальнее зарубежье. Наибольшее количество поставок среди стран дальнего зарубежья пришлось на Польшу, Румынию и Италию, среди стран СНГ — на Казахстан. Внутри страны спрос на отечественные товары также подтянулся.

Хорошо забытое старое

Ряд российских брендов электроники и бытовой техники, выпускаемых сейчас, известны потребителям с советских времен или представляют собой возрожденные марки тех лет. Так, например, холодильники "Океан" — собственная марка одноименного завода на Дальнем Востоке — представляют собой возрожденный бренд, который был популярен в советские годы. С 2011 года на том же заводе было запущено производство ноутбуков под маркой V–LAZER.
Впрочем, многие бренды появились уже в постперестроечный период. Так, например, на Чайковском заводе газовой аппаратуры выпуск плит начался в 1998 году, сейчас там выпускается более 50 моделей газовых, газоэлектрических, электрических плит под брендом Darina. Российское предприятие "РосТехБыт", находящееся в городе Волжском Волгоградской области, специализируется на производстве стиральных машин, центрифуг, электрочайников, сушилок для фруктов, овощей и грибов, тепловентиляторов, электрических накопительных водонагревателей.

Переплата за родословную

Заместитель директора по маркетингу и продажам ООО "РосТехБыт" Валерий Плетнев говорит, что за последние несколько лет ситуация со спросом именно на российскую бытовую технику и электронику изменилась не сильно, но все же потребители стали активнее интересоваться российской бытовой техникой.
Как рассказывают участники рынка, на руку производителям отечественной электроники и бытовой техники в некоторой степени сыграл кризис — цены на рекламу продукции стабилизировались, а напряжение в отношениях с Западом побудили часть потребителей активнее проявлять интерес именно к произведенным в России товарам.
"Уже давно сломан стереотип о том, что импортное значит качественное и так далее. Сейчас импортное ассоциируется с переплатой", — также отмечает позитивные тенденции руководитель отдела продаж по Петербургу компании "ТеплЭко" Егор Крючков. Эта компания с 2010 года производит под собственной маркой обогреватели, особенность которых состоит в том, что они изготовлены из кварцевого песка с российского Ташлинского месторождения.
"Трансформация произошла именно в последние 2 года, потребитель стал больше обращать внимание на товары российского производства. Слоган "Сделано в России" — теперь важный отличительный признак, который все маркетологи начали использовать в рекламе. Кроме того, для потребителя это гарантия, что он не переплачивает за товар", — поясняет Егор Крючков.

Защита от демпинга

Аналитики отмечают положительные перспективы рынка российской электроники. Так, Иван Капустянский рассказывает, что к 2026 году доля России на мировом рынке электроники может вырасти до 2,5% при сохранении темпов роста отрасли не менее 10% ежегодно. Сейчас же доля страны на глобальном рынке составляет только 0,4%. "Более того, на российском рынке есть сильные компании, которые могут обеспечить массовый выпуск современной потребительской электроники. Однако опять же без господдержки они не смогут бороться с демпингом со стороны зарубежных конкурентов", — говорит Иван Капустянский.

Преодолеть трудности

Производители бытовой техники и электроники сталкиваются с рядом трудностей в своей работе. Например, их производственный процесс сильно завязан на поставки из других стран, соответственно, себестоимость товаров может сильно меняться в зависимости от курсов валют. Также производители жалуются на трудности в работе с сетями, которые навязывают условия при реализации продукции. Для решения последней проблемы ряд компаний открывает собственные торговые точки. "У нас есть четкое понимание, что наша стратегия — открытие собственных отделов продаж с выставочными залами — это сложный долгосрочный вариант, экономически нецелесообразный для тех кто хочет заработать сразу и много", — комментирует Егор Крючков.