Спрос на стоянки растет

Яхт–клубы в Петербурге рапортуют о высокой загрузке своих марин. Спрос стимулирует клубы расширять марины и обновлять инфраструктуру.

За последние несколько лет в Петербурге закрылось около 10 яхтенных клубов, их территории были застроены жильем и апарт–отелями. Из оставшихся на территории города яхт–клубов принимают суда на стоянки: Императорский морской яхт–клуб (на Крестовском острове), Санкт–Петербургский речной яхт–клуб профсоюзов (на Петровской косе), Яхт–клуб Санкт–Петербурга (рядом с "Лахта центром"), "Восточный" в Рыбацком, кронштадтский форт Константин и "Балтиец", расположенный рядом с микрорайоном "Балтийская жемчужина". В Зеленогорске принять яхты на стоянку готовы в загородном клубе "Терийоки", еще ряд яхт–клубов расположены в Ленинградской области.

Миграция в другие клубы

Согласно Постановлению правительства Петербурга от 17 февраля 2009 года № 151 "Об отраслевой схеме размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Санкт–Петербурга" (с изменениями на 10 декабря 2012 года, то есть на конец 2012 года) в городе насчитывалось 3222 места для швартовки маломерных судов. По оценке руководителя рабочей группы по разработке межрегиональной целевой программы комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий Петербурга и Ленобласти Александра Уралова, с учетом закрытия нескольких яхт–клубов это количество сократилось на 450–500 мест и на данный момент в городе осталось около 2700 мест для швартовки малых судов.
Закрытие нескольких клубов привело к перераспределению их участников на рынке, и уже в прошлом сезоне марины оставшихся клубов были заполнены на 80–90%. А в этом ожидают еще большего роста спроса на стояночные места.
"В этом году заявок больше на 15–20%. В прошлом сезоне было заполнено 86–89% мест. На зимний сезон вся территория была занята под открытую стоянку катеров, все эллинги были заняты катерами", — рассказывает председатель совета директоров яхт–клуба "Восточный" Олег Виролайнен.
Сейчас стоянка остается самой популярной услугой в городских яхт–клубах, а до 70% мест занимают моторные яхты и катера, меньшая часть приходится на парусные суда. При этом некоторые яхт–клубы обслуживают только моторные яхты. Стоимость стоянки в среднем по городу составляет 1500–2000 рублей за 1 м длины судна в месяц.

Не просто стоянка

Реагируя на высокий спрос, яхт–клубы активно обновляются и вводят дополнительные услуги, способные привлечь новых членов. Так, например, в клубе "Форт Константин" были установлены новые причалы, открыта сервисная комната с душем и стиральной машиной.
Директор по развитию клуба "Форт Константин" Кирилл Разумов также рассказывает, что гостям их яхт–клуба предлагается возможность провести несколько дней в отеле яхт–клуба, воспользоваться услугами вейк–парка или отправиться на экскурсии с гидом в Кронштадт, Ломоносов, Петергоф.
В яхт–клубе "Восточный" также произошел ряд изменений, там к новому сезону оборудуют порядка 36 новых стояночных мест.
"Теперь мы готовы принять дополнительное количество более крупных судов. В прошлом году 90% стоянок занимали маломерные суда, а в этом году поступают просьбы разместить суда длиной 12–15 м. Мы подстраиваемся под требования рынка и оборудуем стояночные места уже под этот более крупный сегмент", — говорит Олег Виролайнен.
Также в этом году в "Восточном" начинает работать плавучая заправочная станция. Клуб получил бессрочную лицензию на торговлю нефтепродуктами для катеров, и заправка будет работать полноценно весь период навигации.
В "Императорском морском яхт–клубе" начиная с этого года предоставляется кейтеринговое обслуживание судов. Ресторан на территории клуба закрыт на реконструкцию. В следующем сезоне откроется двухуровневая подземная парковка, обновленное административное здание и новый ресторан высокой кухни. Как поясняет Анна Шумейко, руководитель "Буревестник Групп Северо–Запад" (управляющей компании Императорского морского яхт–клуба), члены клуба с пониманием относятся к процессу реконструкции, хотя такая ситуация не всем нравится.
Клубная жизнь не обходится и без зрелищных спортивных мероприятий. Так, Яхт–клуб Санкт–Петербурга проведет первенство России в международных и олимпийских классах парусного спорта (юниоры 15–23 года), первенство города в олимпийских и национальных классах (юниоры) и серию детских регат "Оптимисты Северной столицы".

Каждому свой клуб

Владельцы яхт и катеров выбирают клубы в зависимости от удобства их расположения, например, те, кому не нужна близость к центру, скорее выберут стоянку, например, в Невском районе. Также отдают предпочтение определенной атмосфере, выбирая между тишиной или, напротив, бурным весельем и обилием ресторанов.
"Судовладельцы делятся на два типа: те, кто прикипел к одному яхт–клубу и обществу, и те, кто перемещается от клуба к клубу чуть ли не в течение сезона. И все–таки у каждого яхт–клуба свой контингент. В частности, судовладельцы нашего клуба ценят тишину, комфорт и уважение к их частной жизни, а также удобное местоположение", — объясняет Анна Шумейко.

Закрытые воды

Главный повод для беспокойства владельцев яхт–клубов — планы городских властей по закрытию всей акватории Петербурга на период проведения Кубка конфедераций. Убытки из–за закрытия акватории на длительный срок могут достичь, по оценкам Санкт–Петербургского парусного союза, 1 млрд рублей, а проблема коснется 200 тыс. любителей водного спорта, в том числе и тех, кто запланировал свои путешествия в Россию.
"Если это произойдет, деятельность яхт–клубов и организаций, проводящих утвержденные месяцами ранее соревнования, будет парализована", — говорит президент Санкт–Петербургского парусного союза Сергей Алексеев.
При этом участникам рынка кажутся странными и кратковременные закрытия акватории, связанные с проведением в городе других крупных мероприятий.
"Закрытие воды на ПМЭФ и другие мероприятия — обычная и несколько странная практика в городе. Получается, что начало парусного сезона — 2017 у нас переносится на июль, а там уже и окончание не за горами. "Закрытие воды" — проблема не только для владельцев маломерных судов. Страдают и спортивные, в том числе детские соревнования", — комментируют ситуацию в пресс–службе Яхт–клуба Санкт–Петербурга.