Полеты вне расписания

Петербург обладает всей необходимой инфраструктурой, чтобы обеспечить качественное развитие частной и бизнес–авиации, услуги которой становятся все более востребованными.

По данным правительства Петербурга, на конец 2016 года в Петербурге зарегистрировано пять юридических и 90 физических лиц, которые владеют в общей сложности 95 воздушными судами авиации общего назначения, или, проще говоря, частными самолетами и вертолетами. Парк техники в основном состоит из иномарок — самолетов типа Cessna, вертолетов Robinson, Agusta Westland, Bell.
Согласно данным аэропорта Пулково, за 2016 год зафиксировано около 4 тыс. частных вылетов.

Время и комфорт

Частную авиатехнику используют крупные корпорации, спортивные команды, медицинские учреждения, концертные группы, частные лица."Частным лицам зачастую помимо комфорта важно время. Далеко не со всеми городами есть прямое авиасообщение, к тому же с 2014 года некоторые авиакомпании перестали выполнять регулярные рейсы в Петербург из–за экономического кризиса и малой загрузки", — комментирует Артем Румянцев, генеральный директор ООО "АТМ" (ATM JET Ltd.).
Больше всего вылетов совершает крупный бизнес. "Часто логистическая схема задействует сразу два вида авиатранспорта: то есть сначала на дальнее расстояние летит частный самолет, а затем пассажиры пересаживаются в вертолет, поскольку последний может сесть практически везде, плюс этот вид перемещения значительно экономит ценное время, — говорит Марина Иванова, генеральный директор вертолетной компании "Хелинорд". — И вторая сфера, в которой сейчас активно используются вертолеты, — охота и рыбалка, причем речь, естественно, о премиальном сегменте. Охота и рыбалка, например, в Заполярье или на Камчатке, в таких местах, где нет авиатранспортного или железнодорожного сообщения".

Авиалинии "Газпрома"

Одним из главных факторов развития бизнес–авиации является уровень деловой активности в регионе. "Если реализуются масштабные проекты и процветает крупный бизнес, то востребованность в перелетах будет расти, в т. ч. деловой авиации", — говорит Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства "АвиаПорт".
Эксперты прогнозируют, что с переездом в Петербург компании "Газпром" можно ожидать увеличения частных вылетов из Петербурга. "У этой компании во владении находятся частные самолеты типа Falcon, на которых летает руководство, — говорит Артем Румянцев. —Теперь летать на встречи также будут сюда, а не в Москву".

Покупка или аренда

Существует несколько форм использования частной авиации. Физическое лицо или компания может быть полноправным владельцем самолета или вертолета либо владеть долей. Последний случай — что–то вроде клубной карты: в обмен на фиксированный либо ежегодный взнос авиатехникой можно пользоваться определенное количество дней / часов в году. Это может быть удобно для тех, кто не часто летает. Кроме того, не стоит забывать, что приобретение частного самолета — плохая инвестиция, его довольно сложно продать, а вырученная цена при перепродаже окажется значительно ниже первоначальной.
Альтернативой полному или частичному владению может стать аренда (чартер). Недостатка в предложениях сегодня нет.
Артем Румянцев добавляет, что средняя стоимость аренды частного самолета по маршруту Петербург — Москва — Петербург обойдется примерно в 12 тыс. евро, а перелет из Петербурга в Европу будет стоить от 15 тыс. евро.
"Спрос на аренду стабилен и показывает положительную динамику в связи с падением курса евро по отношению к рублю. Перспективы хорошие, так как человек быстро привыкает к хорошему и, попробовав хотя бы один раз, не может отказаться от такого сервиса", — поясняет генеральный директор CITY JET 24 Юлия Потапенко.

На чем летают

В Петербурге действуют представительства известных зарубежных марок вертолетной техники — Bell Helicopter, Robinson, Airbus Helicopters (бывшая Eurocopter).
Отечественные производители пока не могут сделать предложения в этом сегменте. "Российский авиапром силен в производстве боевых машин, однако пока не существует ни одной модели российского вертолета для частного использования, — говорит Марина Иванова. — В прошлом году холдинг "Вертолеты России" запустил в производство первый российский легкий двухдвигательный вертолет "Ансат" — однако он попадает в категорию коммерческих вертолетов и не предназначен для частных полетов".
В сегменте самолетов не так давно появилась отечественная альтернатива таким известным маркам, как Falcon, Bombardier, Gulfstream. "В бизнес–авиации появился новый самолет Sukhoi Superjet 100. Он достойно конкурирует с зарубежными аналогами", — отмечает Артем Румянцев. Однако, добавляет эксперт, частные рейсы до сих пор выполняются и на самолетах производства 1980–х годов типа "Як–40", "Як–42", "Ту–134", "Ту–154" в VIP–конфигурации ввиду недорогих эксплуатационных характеристик.

Перспективный рынок

Петербург располагает всеми возможностями для развития рынка частной авиации, говорят эксперты. "Опыт проведения Петербургского международного экономического форума показывает, что город обладает всем необходимым, чтобы качественно обслуживать даже кратно возрастающую нагрузку в сфере бизнес–авиации", — добавляет Олег Пантелеев.
"Динамично развивается инфраструктура, позволяющая на высоком уровне обслуживать самолеты и пассажиров: Центр бизнес–авиации Пулково–3, вертодром "Хели–Драйв", — поясняет Владимир Цуцкарев, первый заместитель генерального директора "ДжетПорт".
Валютный стратег Global FX Сергей Костенко рассказывает, что, по оценочным данным, сегодня в Петербурге проживают около 14 тыс. долларовых миллионеров и мультимиллионеров. "В последнее время спрос на дорогие вещи и предметы роскоши начинает расти, потому что состоятельные люди, имеющие деньги, предпочитают больше тратить, чем сберегать, во всяком случае, больше по сравнению с тем, как ситуация выглядела 2 или 3 года назад", — добавляет ГК TeleTrade Петр Пушкарев.