Мечта напрокат

Развитие внутреннего туризма стимулирует спрос на аренду яхт и катеров, а также на круизы. Охладить интерес к речным и морским прогулкам способна разве что непогода.

В2016–2017 годах многие судовладельцы решили сдавать свои лодки в аренду (чартер), чтобы частично или полностью окупить расходы на содержание. Это насыщает чартерный рынок предложением. "Я считаю, что кризис отпугнул многих людей от покупки своей собственной яхты, в сторону чартера", — говорит Владимир Бутузов, яхтенный брокер, партнер агентства Larus Yachts.
Сезон 2016 года нельзя считать в полной степени удачным во многом из–за погоды. Лето прошлого года было названо самым дождливым за всю историю гидрометеорологических наблюдений. "Глобально спрос по сравнению с 2015 годом не изменился. У нас выросла доля частных клиентов по аренде яхт и катеров для прогулок и фотосессий. Стало больше заказов от малого бизнеса — студий фотосъемок, модельных агентств, небольших корпоративных мероприятий. Количество корпоративных регат было примерно таким же, как и в предыдущем сезоне", — добавляет Ольга Придорогина, генеральный директор компании "Яхтенные Сезоны".

Сам себе капитан

В бербоут–чартер (аренда без экипажа) обычно сдаются лодки до 15 м. На яхтах больших размеров часто обязателен наемный капитан.
"Если вы планируете управлять яхтой самостоятельно, то вам нужен международный сертификат. Конечно, во внутренних водах РФ и в некоторых других странах достаточно свидетельства, выданного российским ГИМС, но в большинстве чартерных компаний с вас потребуют сертификат типа IYT, RYA или ISSA", — отмечает Владимир Бутузов.
По его словам, в этом году набирает популярность так называемый cabin charter — все больше яхтовладельцев стараются найти попутчиков в походах и сдают одну–две каюты для разделения расходов. Это значительно дешевле для арендатора и не требует собственной лицензии.

Ни от кого не зависеть

Простую парусную яхту можно арендовать от 1500 евро в неделю. За аренду яхты также потребуют возвратный депозит. Обычно эта сумма равняется франшизе страхового полиса, оформленного на яхту. Цены по большей части сохранились на уровне прошлого года.
Обычно яхты арендуются на 1–2 недели. Самые популярные летние направления — Средиземное и Адриатическое море (Хорватия, Греция, Черногория). "Турецкий чартерный рынок не сильно пострадал, несмотря на политические риски. Люди в 2017 году возвращаются для аренды яхт в Турции. Благо цены и инфраструктура там одни из лучших в Средиземном море.
Также востребованы северные направления — Норвегия, Финляндия, Германия, Голландия. Зимой популярны путешествия по Карибскому бассейну", — указывает Владимир Бутузов.
На чартере останавливают свой выбор люди, которые не хотят ни от кого зависеть и иметь возможность изменить маршрут. Также яхты арендуют участники различных регат. Типичный арендатор яхты — это мужчина 35–50 лет, привыкший самостоятельно решать и планировать отдых.

Пакетный пассажир

Популярный в Петербурге формат развлечения — круизы на катерах по рекам и каналам, которые в основном востребованы туристами. Также предлагаются круизы по Финскому заливу (Выборг, Ораниенбаум, Кронштадт) и на Ладожское озеро (Валаам, Кижи, Соловки). Растет интерес к круизам на яхтах по Балтике: Таллин, Котка, Сайма, Хельсинки.
"Круизы на парусных яхтах — это целое путешествие, причем в формате отдыха на природе. Чаще всего круизы заказывают либо организованные компании друзей по 7–10 человек, либо компании — в качестве двух–трехдневного интенсивного тимбилдинга. Если смотреть по корпоративам — то это те, кто раньше арендовал, например, веревочный городок или картинг, но сейчас хочет чего–то необычного", — отмечает Ольга Придорогина.
По словам Владимира Бутузова, обычно круизы предпочитают люди старшего возраста, которые привыкли отдыхать "по стандартной программе", с запланированными маршрутами, экскурсиями и отдыхом на борту.
"Спрос на катания возрастает в сегменте туризма. Ожидаем всплеск туристов на Кубок конфедераций и чемпионат мира по футболу. ЧМ по хоккею прошел незаметно. Также вселяет оптимизм то, что Петербург стал победителем среди туристических направлений в мире. Строительство "Газпром–сити" добавит деловых поездок в Петербург. А гостей обязательно надо будет прокатить по каналам, показать развод мостов", — рассчитывает Максим Мокров, генеральный директор компании "Балтийский Круиз". По его словам, власть наконец–то легализовала катера, которые катают туристов.
"Стало возможным использовать в коммерческой деятельности катера, стоящие в морском регистре. До этого коммерческое использование допускалось только при регистрации в речном регистре, но перейти под речной регистр катеру невозможно", — рассказывает Максим Мокров.
Яхтенное сообщество Петербурга указывает на необходимость упрощения перехода границы для иностранных судов, что решит проблему приема яхт из–за границы в наших портах. "Для сравнения: за сезон 2016 года в Петербург зашли единицы иностранных парусных яхт, тогда как в Хельсинки и Стокгольм — тысячи", — сетует Ольга Придорогина.