Идет перестройка

РФ. За счет продолжающегося падения объемов импорта стройматериалов произошло увеличение доли продукции российских компаний.

Встроительной отрасли импортозамещение проявилось наиболее ярко, наверное, потому что началось еще до кризиса.

Минимальный процент

"По нашей оценке, сегодня доля строительных материалов, не считая отделочных, отечественного производства на российском рынке достаточно велика: до 80–90%", — говорит генеральный директор компании "Н+Н" Нина Авдюшина, подчеркивая, что речь идет о тех материалах, которые производятся на территории РФ компаниями, в том числе, относящимися к иностранным брендам.
В отдельных сегментах рынка доля российской продукции еще выше. Например, по словам директора по маркетингу и коммуникациям PAROC в России Таисии Селедковой, из–за рубежа импортируется всего лишь 2–3% теплоизоляционной продукции — это специализированные продукты технической и судовой изоляции, которые производятся в Европе. Цемент, бетон, кирпич, арматура — доля импорта по этим позициям незначительна. "В приграничных регионах еще возможны поставки белорусского газобетона, но эти объемы в общем масштабе рынка крайне малы, — говорит Нина Авдюшина, — так что можно с уверенностью сказать, что производство газобетона в России максимально локализовано".

Внимание к своим

В целом, по данным исследования компании KPMG, доля оборудования и материалов российского производства в структуре затрат строителей с 2014 по 2016 годы увеличилась на 10 процентных пунктов. Данная тенденция наиболее заметна для лифтового оборудования: доля российской продукции в этом сегменте выросла с 22% в 2014 году до 57% — в 2016–м. Доля отечественных кровельных материалов, используемых строителями, выросла с 57 до 68%, лакокрасочных покрытий — с 53 до 64%, отделочных материалов — с 63 до 73%.
Из–за рубежа продолжают привозить такое оборудование или материалы, которые либо вообще не производятся в России, либо изготавливаются у нас, но из импортных комплектующих, что не приводит к их удешевлению, комментирует Нина Авдюшина. Но в целом, конечно же, застройщики стараются по максимуму приобретать стройматериалы российского производства: это выходит дешевле, к тому же более понятна логистика их закупки и доставки.
Как отмечает руководитель практики по работе с компаниями в секторе недвижимости и строительства, партнер КПМГ в России и СНГ Светлана Шерстнева, рост стоимости импортных материалов, при этом не занимающих существенной доли в структуре себестоимости строительства, и процесс импортозамещения, хоть и менее всеобъемлющий и быстрый, чем многие на то надеялись, скомпенсировали друг друга. В результате стоимость строительства выросла не так сильно, как могла, с учетом того, что импортные стройматериалы только в 2015 году подорожали на 42%.

Общее падение

Стоит отметить, что увеличение доли российской продукции происходит на фоне не только снижения импорта, но и общего снижения закупок строителями материалов, а также уменьшения объемов их производства в стране. Так, в 2014 году, по оценкам KPMG, общий объем производства строительных материалов сократился на 7,8%, а по итогам 2016 года — еще на 8–11%. Конечно, этот рынок напрямую зависит от объемов строительства. По словам Таисии Селедковой, относительно неплохую динамику показывает только рынок жилого многоэтажного строительства — во многом благодаря госпрограмме поддержки ипотеки. Другие сегменты продемонстрировали негативный тренд — особенно коммерческое и промышленное строительство, которые сильно зависят от инвесторов.
В этом году, по словам Нины Авдюшиной, производители строительных материалов испытывают осторожный оптимизм. Одни игроки рассчитывают немного увеличить производство, другие заявляют о том, что сохранят объемы на уровне прошлого года или сократят темпы падения.