Дотянулись до качества

Падение платежеспособности россиян привело к стагнации рынка мебели, но эффект импортозамещения помогает компаниям вкладываться в свое развитие.

По оценке ГК "ФИНАМ", в 2016 году объем российского рынка мебели составил чуть более 450 млрд рублей. Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России сообщает, что за прошлый год объемы производства мебели незначительно сократились, предприятиями было произведено мебели на 144,2 млрд рублей, тогда как годом ранее — на 146,3 млрд рублей. Мебельный рынок стагнирует на фоне сложной экономической конъюнктуры и спада на рынке первичного жилья.

Спрос против производителей

Падение покупательной способности предприятия по производству мебели прочувствовали в полной мере. "Мебель относится к товарам длительного пользования, потребление которых является одним из индикаторов состояния экономики страны в целом. В докризисный период 2014–2015 годов рынок мебели был одним из наиболее успешно развивающихся сегментов. Потом в российской экономике для отечественных производителей настали непростые времена", — отмечает Вадим Абрамов, коммерческий директор компании "Мария".
Российский и петербургский рынок мебели отличается слабой консолидацией, на нем работает множество малых и средних компаний. Наиболее заметными являются "Шатура", "Мария", "Столплит", "Много мебели", "Боровичи–Мебель". Среди региональных игроков стоит отметить Первую мебельную фабрику (специализируется на производстве кухонь), "Севзапмебель" (мебель для дома и офиса), "Терминал" (мягкая и корпусная мебель, предметы интерьера), структуру холдинга "Адамант", фабрику PlazaReal (корпусная мебель).
Игроки рынка отмечают прямую взаимосвязь ситуации на рынке мебели с развитием строительного рынка.
Если в 2014 году наблюдался бум в сфере строительства и несколько лет волна покупателей обеспечивала рынок мебели необходимыми объемами, то сейчас инфляция и общее падение доходов населения замедлили рынок недвижимости, сетует Вадим Абрамов. С другой стороны, застройщики, чтобы привлечь покупателей, все чаще продают меблированные квартиры и проводят открытые тендеры на поставку кухонной мебели для квартир, рассказывает Александр Шестаков, генеральный директор ООО "Первая мебельная фабрика — АЛНО".
Другим важным трендом на рынке мебели является затронувшее все сферы бизнеса импортозамещение, к тому же из–за падения курса импортная мебель существенно подорожала. По оценке Александра Шестакова, в прошлом году соотношение продаж российской и импортной мебели было в пропорции 60 / 40, хотя еще несколько лет назад речь шла о 50 / 50. Ввоз китайской мебели по некоторым позициям упал на 50%, мебели с Украины — на 80%.

Фабрики расширяются

За последние годы в отрасли произошла колоссальная техническая модернизация, это позволило уравнять качество продукции с европейскими аналогами.
По убеждению управляющего холдингом Premier Group Дмитрия Румянцева, преимущество российского рынка в сравнении с рынком Восточной Европы (где в основном сконцентрированы мебельные производства) — в большом количестве высококвалифицированных инженеров, что немаловажно на фоне прогресса автоматизации в мебельном производстве. Немало компаний в последние годы инвестировали в свои предприятия. Так, в сентябре прошлого года IKEA открыла крупнейшую в России фабрику мебели за 3,9 млрд рублей в Новгородской области. Многие российские компании сотрудничают со шведским ретейлером, поставляя свою продукцию.
В 2016 году Первая мебельная фабрика целиком перебазировала из Швейцарии в Петербург завод кухонной мебели Piati — оборудование и топ–менеджеров.
Несколько мебельных фабрик Ленобласти планируют в этом году суммарно вложить порядка 0,5 млрд рублей в модернизацию, среди них "Сидак–СП", производственное объединение "Лидер", "Стекс", "Рассвет". В текущем году Александр Шестаков прогнозирует небольшой рост мебельного рынка — около 3% в натуральном выражении к прошлому году, в денежном — на 7%.