Апрельские тезисы Владимира Путина

 

Вчера Владимир Путин дал неофициальный старт своей предвыборной кампании. Место было выбрано с подтекстом — Таврический дворец, заседание Совета законодателей. Тезисы главы государства звучали вполне оппозиционно: в частности, он высказался в защиту интересов россиян от наплыва трудовых мигрантов, за борьбу с коррупцией и за ограничение доли торговых сетей. Каждый тезис он дополнил множеством смягчающих оговорок, но тем не менее.
К заимствованию повестки у оппозиции можно относиться по–разному. То ли президент уловил запросы общества, то ли борьба пчел против меда (действующей власти против созданной ею же системы) — есть некоторый оксюморон.
Политическая реальность в России устроена довольно просто. Все желающие, включая законодателей, могут давать президенту советы, а он уж решит, следовать им или нет. Например, бороться с коррупцией, преследуя "политические цели", — это плохо, с ней нужно бороться только "для укрепления государства". То есть под его руководством.
Формальные и реальные полномочия органов власти в России имеют между собой не много общего. Не парламент разрабатывает важнейшие законы, не правительство принимает ключевые экономические решения, а легитимные оппозиционные партии никому не оппонируют. Из–за этого всем участникам процесса приходится делать вид, дабы соблюсти внешнее comme il faut.
Стоять в такой позе можно долго, но рано или поздно ее придется менять и подгонять либо теорию под практику, либо наоборот.
В первом случае можно формализовать status quo, провозгласить несменяемость национального лидера и официально перевести все прочие органы власти в ранг советников. У такого подхода есть и плюсы. Чего стоит хотя бы незаинтересованность императора в своем рейтинге и возможность принимать правильные, а не популярные решения. Другой сценарий — возвращение всем органам власти той роли, которая у них есть de jure. Это когда граждане выбирают своих представителей, депутаты в своей работе оглядываются на избирателей, а президент — на депутатов.