С чем связано желание россиян работать на износ и чем это может грозить

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

Россия вошла в топ–6 самых трудолюбивых стран: каждую неделю россияне проводят на работе на 44% больше времени, чем, например, немцы, и продолжают увеличивать количество трудовых часов. Это, объясняют эксперты, тревожный звонок для работодателя. Скорее всего, за переработками скрывается низкая производительность труда.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия входит в топ–6 самых работающих в мире стран. В год россиянин в среднем проводит на работе 1978 часов. Это на 44% больше, чем в Германии, на 18% больше, чем в Великобритании, на 10,5% больше, чем в Америке. Из–за кризиса, по данным исследований "HR Lab. — Лаборатория HR–инноваций", рабочий день россиянина удлинился в среднем на 30–40 минут: оставшиеся сотрудники вынуждены работать и за себя, и за уволенных коллег. Каждый четвертый работающий россиянин, по данным Superjob.ru, задерживается на службе практически ежедневно: домой вовремя уходят только 14% работников. При этом россияне "забывают" ходить в отпуск: 27% сотрудников из 95 российских компаний с оборотом от 100 млн рублей в год, которых опросила HR Lab., имеют неотгулянный годовой отпуск.
Получается, что россияне работают, что называется, на износ. "ДП" обратился к экспертам, чтобы выяснить, с чем все–таки связана увеличившаяся продолжительность труда в российских компаниях и чем это может грозить.
Данные центра макроэкономических исследований "Интеркомп" на основании опроса 30 тыс. сотрудников из 30 отраслей в девяти регионах России подтверждают эту тенденцию. "В 2016 году сотрудники стали трудиться более интенсивно, меньше отдыхать и ездить в командировки, но при этом люди начали чаще болеть независимо от времени года. Количество дней отпуска в среднем уменьшилось на 4,5–5, а количество больничных дней увеличилось на 6–8", — говорит Екатерина Овчинник, директор по персоналу компании "Интеркомп". Она связывает сложившуюся ситуацию с тем, что в условиях кризиса работодателям пришлось адаптироваться под новые экономические реалии и оптимизировать штатную численность, в результате чего нагрузка на оставшихся сотрудников заметно увеличилась.
"Кризис повлиял на границы зон ответственности, они стали более размытыми. Работники вынуждены существовать в режиме многозадачности", — соглашается Эльвина Потиевская, руководитель HR–департамента корпорации "Термекс", с тем, что все дело в сложной экономической обстановке.

Кризис тут ни при чем

"Постоянные переработки сотрудников и высокие нагрузки — это тренд, но ему уже не один год", — не согласен совладелец стоматологической клиники Lege Artis. Антон Герасимов. — Думаю, что кризис здесь ни при чем. Российские люди привыкли работать много и не на одной работе". Анастасия Хрисанфова, директор по персоналу SPSR Express, поддерживает коллегу. "В России люди часто работают в режиме аврала: в нашем обществе принято работать на износ, — говорит она. — За последние 25 лет российским компаниям пришлось совершить значительный рывок, и многие менеджеры прошли через этап, когда уровень дохода напрямую зависел от того, насколько быстро ты бежишь". Еще пару лет назад, напоминает она, можно было слышать, как люди хвастаются тем, сколько лет не ходили в отпуск.
Переработки сегодня действительно стали совершенно обыденным делом, соглашается Ольга Бургсталлер, директор HR–департамента CAF Group, и они появились раньше, чем кризис. Убедиться в этом можно, вспомнив старый анекдот, который, впрочем, совершенно точно описывает офисные реалии сегодняшнего дня. Вот он: работник уходит из офиса ровно в 18:00, в ответ на неодобрительные комментарии коллег напоминает, что он в отпуске.
Корпоративная национальная культура выражается не только в склонности засиживаться допоздна и брать работу на дом. Алексей Боррото–Якубовский, директор по развитию продаж ГК "Системные Технологии", объясняет, что программы учета рабочего времени показывают: многие сотрудники задерживаются на работе вечером, потому что опоздали утром или долго отсутствовали на обеде.
Анастасия Данкова, бизнес–тренер OD&M Consulting (международный кадровый холдинг Gi Group), приводит и другую причину переработок: часто это свидетельствует о кризисе в личной или семейной жизни. "Формально не придерешься: человек трудится, чтобы прокормить семью. А если разобраться, просто не хочет возвращаться домой, где ему неуютно", — говорит она.
Впрочем, корень зла, по мнению экспертов, кроется не в менталитете сотрудников, а в управленческих ошибках. Если люди перерабатывают, значит, есть проблема с организацией бизнес–процессов. Кризис тут ни при чем, уверен Сергей Козлов, генеральный директор компании "Мегаплан", переработки во многих компаниях связаны с неэффективным руководством и, как следствие, низкой производительностью труда.
"Низкую производительность и пытается компенсировать переработками работодатель, — согласен Александр Устинов, гендиректор BeaverBrothers Digital Agentsy. — Это следствие плохой организованности бизнеса, низкой квалификации специалистов, отсутствия автоматизации в работе и плохой коммуникации внутри команды". Получается, что перерабатывают не работоголики, а те, кто неэффективно работает в отведенное время.

Чем грозит

Режим работы на износ — большая угроза для современной компании, предупреждает Анна Каткова, директор по персоналу компании "Данфосс". Дело не только в утечке специалистов, но и в их эмоциональном выгорании. Они либо уходят сами, либо остаются — но не работают, а делают вид.
"При работе без выходных уже через 3–4 недели специалист теряет в эффективности от 35 до 50%, после 2 месяцев работы сверхурочно и без выходных от его эффективности остается не более 10–15%", — уточняет Максим Сундалов, руководитель компании EnglishDom.
Одновременно с этим начинают обостряться хронические заболевания, а в коллективе возникает крайне нездоровая психологическая атмосфера.
Основная опасность для компании в том, что у людей, работающих сверх нормы, притупляется внимание, увеличивается количество ошибок. В итоге убытков от сверхурочной работы получается больше, чем пользы, говорит генеральный директор Supl.biz Евгения Дьяченко.
Даже если у сотрудника не более 9 часов рабочего дня и 2 выходных в неделю, после 6 месяцев работы в таком режиме без отпуска у него заметно теряется уровень креативности и эффективности, начинает прогрессировать прокрастинация — склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел.
Когда на работе сотрудники вынуждены выживать, а не самореализовываться, они скорее выдыхаются, но не сообщают об этом начальству, а начинают имитировать бурную деятельность, предупреждает Кирилл Краснов, директор бизнес–клуба R2 в составе "Рыбаков фонд".
"Результаты компании при этом, разумеется, снижаются, но внешних признаков нет, и руководство начинает искать причины в бизнес–моделях, искать другие ниши, корректировать курс компании", — говорит эксперт. То есть, не обладая реальной картиной происходящего, начинает совершать разрушительные для бизнеса действия.