Микрокредиторы опасаются жесткого регулирования

 

Автор — главный исполнительный директор компании "Домашние деньги"
Почти месяц назад, 29 марта, все участники рынка микрофинансирования должны были определиться со статусом: кто они — микрокредитные (МКК) или микрофинансовые (МФК) компании. Разница существенная. МФК могут стать компании с капиталом от 70 млн рублей. Этот статус позволяет выдавать кредиты физлицам до 1 млн рублей и до 3 млн рублей — юрлицам, принимать вклады от населения на сумму от 1,5 млн рублей, а также проводить удаленную идентификацию клиентов. К МКК требований по капиталу нет, но и возможностей у них меньше. Вклады от населения принимать нельзя, работать с клиентами возможно только при личном присутствии, а лимит по кредитованию для физлиц составляет до 500 тыс. рублей и до 3 млн рублей для юрлиц. Однако на сегодняшний день статус МФК получили лишь 20 компаний. Остальные находятся в ожидании: смотрят, как будет работать новый закон.
Участники рынка опасаются жесткого регулирования со стороны ЦБ. На рынке 75% портфелей делят первые 100 компаний (в реестре ЦБ сейчас 2432 действующих субъекта микрофинансирования. — Ред.). То есть рынок сильно разделен. Для маленьких компаний 70 млн — это очень много, и, конечно же, они набирать эту сумму для статуса МФК не будут. Кроме того, регулятор планирует в 2018 году ввести дополнительные требования для МФК. По аналогии с банками это будут нормативы Н6 и Н25 — максимальный размер риска на одного заемщика и ограничение риска на связанные с МФК стороны соответственно. По моей оценке, в перспективе не более 50 компаний получат статус МФК.
Наша компания получила статус МФК, потому что ей необходимы средства частных инвесторов, так как мы выдаем займы на срок от полугода до года. Компаний с такой моделью не так много. Основная часть рынка — это займы до зарплаты (PDL). У нас и чек средний выше — 25–30 тыс. рублей, в PDL — 7 тыс. рублей. За год наш портфель от юрлиц и физлиц вырос в 2 раза, сейчас это более 4,5 млрд рублей, или более 30% от общего денежного баланса. В сегменте PDL большой потребности в новом фондировании нет. Поэтому основная часть рынка финансируется за счет акционеров или, если удастся, за счет банковских займов.
Наш инвестор, как правило, человек с высшим финансово–экономическим образованием, средний возраст — 43 года. Большая часть наших инвесторов — финансисты, но увеличивается доля IT–руководителей. Понятно, что они вкладывают не последние деньги. Обычно это 10–20% от их средств. 80% наших инвесторов пролонгируют займы по окончании срока и увеличивают чек. В среднем наш инвестор заходит с депозитом в районе 3 млн рублей и за первые 2 года увеличивает сумму до 10 млн рублей. Сегодня среднее размещение происходит по ставкам 18–20% годовых. Это гораздо выше банковских депозитов, но нужно помнить, что мы платежный агент и из нашей ставки удерживается НДФЛ 13%. Также вклады в МФК не застрахованы.
Мы уверены, что наша модель бизнеса будет жить дальше. Сейчас аудитория МФО — 70% населения страны. Эти люди не имеют доступа к банковскому кредитованию, но совершать дорогие покупки хотят. При этом мы работаем и там, где банков нет, — в небольших населенных пунктах. На сегодня мы покрываем 4,5 тыс. населенных пунктов, из них 2,5 тыс. — это деревни. Пересечение наших клиентов с банками — всего 25%.