Что нас ждет за поворотом

 

В конце прошлой недели на экономическом форуме в Красноярске российские экономисты и политики занимались любимым делом: обсуждали судьбы России. Застрельщиком, как часто бывает, выступил Алексей Кудрин, главный в последнее время специалист по инновационным метафорам. На этот раз экс министр финансов избрал автомобильную тему и сравнил российскую систему госуправления со "старой скрипучей машиной с низкой скоростью, которая не имеет высокой мощности и все время заезжает не туда".
В роли оппонента Кудрина привычно выступил Дмитрий Песков. Он отметил, что «госмашина большая, но и страна большая» и все эти крупные величины «резких движений по законам физики совершать не могут». Тем самым пресс–секретарь президента, видимо, сделал отсылку к известной шутке про водителя БелАЗа, единственная задача которого перед выездом на дорогу — посмотреть, нет ли других БелАЗов. В нашем случае, к сожалению, метафора не вполне убедительна, потому что от неверного движения Белаза страдаем в первую очередь мы сами.
Песков сказал и еще одну интересную фразу: он отметил, что Кудрин, как авторитетный эксперт, имеет право высказывать свою точку зрения, в Кремле к этой точке зрения прислушиваются, но увязывать ее "с электоральными устремлениями неправильно". Тем самым господин Песков дал понять Алексею Кудрину, что назначать его премьер–министром никто пока не собирается. Кремль готов отвести всем политическим субъектам, включая дружественных, не более чем штурманское место. Рекомендации о том, где лучше свернуть, принимаются, но место рулевого занято. Далее стороны перешли к обсуждению способов лечения болезни, наличие которой никем не оспаривается: госаппарат действительно раздут, противоречив, медлителен и малоэффективен. Кудрин считает, что требуется хирургическое вмешательство, Песков — что достаточно щадящего лечения. А вот последний из кудринских тезисов остался в тени. Хотя было бы неплохо ответить на вопрос, туда ли направляет экономику та машина, чей скрип слышит в красноярской ночи Алексей Кудрин.