Новые берега

Жилье на намывных или прибрежных территориях требует применения специальных технологий, но в итоге мало чем отличается от обычного.

Застройка прибрежных зон Невы и Финского залива и создание намывных территорий начались еще в XVIII веке. Почти полностью сформированы с помощью технологии намыва такие территории, как Приморский парк Победы, Южно–Приморский парк и Парк 300–летия. Во второй половине ХХ века были созданы намывы на заболоченной прибрежной зоне Васильевского острова и прилегающей акватории Финского залива. За счет этого новый берег на сотни метров выдвинулся в залив. Это дало почти 350 га для застройки. Там возвели новые кварталы, продлили на остров Декабристов Наличную ул., проложили ул. Кораблестроителей, Морскую набережную и другие.
Сейчас строительство на намывных и прибрежных территориях продолжается. "Учитывая современные технологии и при соблюдении всех норм строительство объектов на намывных территориях является совершенно безопасным, а квартиры в таких домах обладают отличными видовыми характеристиками", — рассказывает Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО "БФА–Девелопмент", которое строит ЖК "Огни Залива".

Твердая почва

Вопрос состоятельности грунтов в Петербурге в принципе стоит достаточно остро. При строительстве на намыве дополнительного внимания требуют основания: нужно время, чтобы грунты консолидировались, обрели стабильность, уплотнились, имели бы предсказуемую и надежную несущую способность.
"Большинство грунтов, извлекаемых со дна водоема для намыва, должно долгое время слеживаться, этот процесс называется консолидация", — отмечает Светлана Денисова. В зависимости от коэффициента сцепления этих грунтов и их свойств срок может варьироваться от 5 до 25 лет. В дальнейшем, уже при строительстве жилья, технологии строительства мало чем отличаются от строительства в центре города, считают в компании Seven Suns Development, построившей на намыве Васильевского острова первую очередь ЖК "Светлый мир "Я–Романтик…". "При ключевых — сваебойных — работах, как и на традиционных грунтах, решающее значение имела глубина залегания твердых пород, — рассказывает директор по продажам Seven Suns Development Алексей Бушуев, — в нашем случае сваи уходили под землю на глубину до 28 м".

Первопроходцы

Сейчас строительство ведется как на новом намыве, так и на старых намывных территориях, например вдоль залива в Красносельском районе.
"Главным преимуществом старых намывных территорий является то, что они давно оснащены дорожно–транспортной инфраструктурой и инженерными сетями", — отмечает Светлана Денисова.
Именно с полным отсутствием инженерной и транспортной инфраструктуры были связаны серьезные риски при освоении василеостровского намыва. Уже в процессе реализации проектов девелоперы неожиданно узнали, что город не может вовремя исполнить свои обязательства, в результате застройщикам пришлось проводить необходимые коммуникации совместными усилиями и за счет собственных средств. Но это не уникальная ситуация — с такими же проблемами может столкнуться девелопер, осваивающий новые территории и не на намыве, а в не застроенных ранее локациях. "С другой стороны, являясь первопроходцами, компании были избавлены от головной боли, связанной с высокой плотностью прохождения подземных коммуникаций в городской черте, — отмечает Алексей Бушуев. — Это позволило миновать характерные для строительства длительные согласования работ с балансодержателями сетей, сэкономив время и деньги".
Перспектива развития намыва — это давно заявленный сестрорецкий намыв. Любая прибрежная часть, за исключением действующих портов, может рассматриваться как потенциальное место для намыва. Другое дело, насколько это будет экономически оправданно, поскольку стоимость создания намыва высока.