Строителям доступны электронные услуги  

Получать некоторые государственные услуги в строительной сфере петербургские застройщики теперь могут в электронном виде.

О новом инструменте, облегчающем взаимодействие власти и бизнеса, рассказывает председатель Комитета по информатизации и связи Администрации Санкт-Петербурга Денис Чамара.  
- Денис Петрович, о каком инструменте идет речь?
- Мы разработали и сейчас внедряем Единую систему строительного комплекса (ЕССК), в рамках которой застройщики могут получать ряд услуг строительной сферы в электронном виде. Доступ осуществляется через Портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга gu.spb.ru, что называется, в «одно окно». То, что раньше было представлено на разных сайтах – например, услуги ресурсоснабжающих организаций, - теперь можно получить на портале госуслуг.  
Все упрощается: никаких очередей, никакого общения с чиновниками – застройщику достаточно оформить «Личный кабинет» через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) и в удобное для него время подавать заявления и документы, а затем в режиме онлайн прослеживать все этапы рассмотрения обращения.
 
- Насколько это безопасно?
- Любое действие в системе заверяется электронной подписью, что гарантирует полную защиту данных застройщиков. Кроме того, мы используем защищенные каналы связи – это не арендованные каналы, это наша сеть.  
 
- Какие именно услуги можно оформить в электронном виде?
- Сейчас в списке 13 услуг, относящихся к различным этапам строительства от разработки проекта планировки территории до ввода объекта капительного строительства в эксплуатацию. Это наиболее востребованные услуги, например, выдача градостроительных планов земельных участков, разрешений на строительство объектов, на ввод в эксплуатацию. Кроме того, мы реализовали совместно с «Ленэнерго» и с «Водоканалом» электронные заявки на подключение к электрическим сетям и к сетям водоснабжения и водоотведения.
К концу апреля количество услуг, которые можно оформить через портал,  вырастет до 24 – это перечень процедур, утвержденный Губернатором Санкт-Петербурга.  
 
- Это весь спектр услуг, необходимых бизнесу?
- Конечно, нет. Полный перечень состоит из около 130 процедур. Мы взяли только самые востребованные. Следующий этап, который мы будем реализовывать до конца года, – еще 15 услуг, выбранных совместно с коллегами из Объединения строителей. Это реальный функциональный запрос бизнеса: специалисты рассматривали наши технические решения, давали экспертные мнения, базируясь на бизнес-процессах.
 
- А когда можно будет получить в электронном виде все 130 процедур?
- Не думаю, что в этом есть необходимость. Я не приверженец  полной автоматизации – есть услуги, которыми застройщики пользуются крайне редко, и тогда использовать ресурс крайне невыгодно. Электронный век, конечно, не отменяется – но лишнего не хотелось бы внедрять. Мы будем добавлять услуги, которые необходимы бизнесу. ЕССК – это хороший пример взаимодействия власти и бизнеса, не везде удается так сработать.  
 
- Проблем с внедрением системы не буде?
- Если застройщик раньше пользовался порталом госуслуг, то для него ничего сложного не будет. Никакого специального обучения не требуется. Самое сложное – зарегистрироваться  и создать профиль организации в ЕСИА, но это обычная процедура, которая для предоставления госуслуг в электронном виде предусмотрена законодательством РФ. Без этого уже скоро никто, наверное, не сможет работать.
Мы проводили семинары с застройщиками, и поняли, что бизнес совершенно «в теме». Да и опасения, что наши сотрудники не справятся, тоже не подтвердились. Чиновничье царство достаточно интеллектуально продвинуто и образовано. Первое, чему госслужащих обучают, - это электронный документооборот. А ЕССК – это по сути тот же документооборот, только со своими специфическими отраслевыми особенностями.
 
- Есть застройщики, которые уже пользуются ЕССК?
- Конечно. Система была запущена в эксплуатацию 1 января, и многие застройщики (в частности, «Группа ЛСР», «Юнит», «Формат») уже опробовали электронный способ подачи заявлений. Отзывы положительные – в основном, потому что этот способ позволяет существенно экономить время. И интерфейс понятный.  
 
- Какими вы видите перспективы применения ЕССК?
- Мы будем совершенствовать систему, вести учет количества заявлений по каждой услуге и сроков их отработки, осуществлять мониторинг соотношения положительных и отрицательных решений и т.п. Дальнейшее развитие ЕССК позволит городским властям контролировать процесс ведения строительства в городе, находить «узкие места» в нормативно-правовых актах и менять их. Мы стараемся быть максимально эффективными, чтобы застройщик мог получать качественные государственные услуги в электронном виде.