От фикуса до агрофермы

Петербургский рынок озеленения офисов традиционно подвержен влиянию моды. Последние ее веяния — мини–агрофермы для выращивания овощей и аренда растений.

Мода на рынке озеленения офисов меняется каждые несколько лет. В 2012–2013 годах 95% заказчиков выбирали в качестве оформления обыкновенные цветочные горшки, причем цветам предпочитали зелень, рассказывают участники рынка озеленения офисов.
Причем оформляли компании в основном зоны приема клиентов, а свои рабочие места сотрудники украшали самостоятельно — чаще всего теми же фикусами и кактусами. Этот тренд петербургские озеленители долго не могли переломить: они рекламировали свои услуги, рассказывали о европейской моде на стенки, покрытые мхом и плющом, конструкции со светодиодами. Но только в 2015–2016 годах петербургские предприниматели захотели наконец оформлять офисы как в Европе. Тогда стали модными фитостенки — живые перегородки из растений в офисах, а также крупномеры: одиночные многолетние деревья, фикусы, пальмы и драцены высотой в несколько метров.
Объем городского рынка тогда дорос до 200 млн рублей, сейчас его оценивают на 10–15% выше. В городе работает более 150 фирм, предлагающих сами растения и услуги по озеленению офисов, а также по уходу за цветами.

Морковка в офисе

Тем временем из–за рубежа уже приходят новые веяния. Например, буквально несколько лет на петербургском рынке начала работать фирма Fibonacci по производству и продаже домашних агроферм. Это "шкафы" с прозрачными дверями, на вид напоминающие духовку с подсветкой, системами автоматического полива и обогрева. Туда помещается от 4 до 48 растений, не только декоративных, но и плодовых. Идея в том, что покупатели могут оборудовать мини–сад или огород прямо в помещении. При этом для ресторанов выращивание зелени может стать подспорьем в работе, а для офисных сотрудников это скорее способ релаксации и развлечение.
Представительница компании Fibonacci Екатерина Фуголь рассказывает, что фирма–стартап появилась летом 2015 года, но продажи начались только в 2017 году. "Одна крупная ресторанная сеть уже заключила договор на поставку агрофермы, обсуждается закупка оборудования для всей сети, — говорит она. И в целом 30% заказчиков — это юридические лица".
Минус садоводческого комплекса — его дороговизна, малый и средний бизнес вряд ли смогут позволить себе такой агрегат. Но это тоже привычная для рынка проблема: большинство озеленителей, предлагающих необычные услуги (те же фитостенки, зимние сады, комплексные дизайнерские проекты), традиционно зарабатывают именно на заказах от крупного бизнеса. Причем их клиенты — в основном только те компании, которые проводят в офисах переговоры и деловые мероприятия.

Цветок на время

Еще одна тенденция на рынке растений в офисе — аренда цветов и деревьев. На самом деле такая услуга существует уже давно, например, компания "Терракультур" предоставляет ее с 2004 года, но в кризис спрос на нее увеличился. Аренда цветов и растений может быть краткосрочной — для конференции или праздника, или долгосрочной — для повседневного украшения офиса. Особенно заметно вырос спрос на последнюю. Ольга Бедина, менеджер проектов "Терракультур", рассказывает, что такого рода услуги заказчик оплачивает каждый месяц, ему не приходится вытаскивать из бизнеса сразу крупную сумму.
А по истечении срока договора можно заключить новый, на цветы другого вида, и полностью поменять оформление офиса без единовременных трат. "Также аренда включает гарантийный сервис, то есть замену растений в случае потери декоративного вида, так что заказчик экономит по всем статьям", — отмечает Ольга Бедина.