Город и колеса. Главным средством конкурентной борьбы среди велопрокатчиков стали умные IT–сервисы

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

 

Международные операторы сетевых городских велопрокатов присматриваются к российскому рынку, три из них — Nextbike, Social Bicycles и Smoove — надеются в этом году попробовать себя в Петербурге, составив конкуренцию российскому "Велогороду". Сетевые велопрокаты по всему миру сегодня развиваются с помощью мобильных приложений, умных велосипедов и умных велопарковок.
На следующей неделе, 20 апреля, в Петербурге вот уже четвертый сезон подряд заработает система городского велопроката компании "Велогород", сообщили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры. Велосипеды этой сети паркуются к станциям с помощью электронных замков. Взять велосипед в аренду можно, оплатив ее через мобильное приложение.
В 2014–2016 годах "Велогород" использовал для управления велосипедными станциями чешскую систему Homeport. В 2016 году компания протестировала систему собственной разработки и собирается применить ее в Петербурге в этом сезоне. В первый год партнером "Велогорода" в Петербурге выступал Банк Москвы, а в 2015 и 2016 годах велопрокат субсидировался администрацией города: за 2 года из бюджета выделили 74,6 млн рублей. В 2017 году оператору сетевого проката теоретически могут компенсировать до 80,8 млн рублей, но в весенних корректировках бюджета заложено снижение субсидии до 68,6 млн рублей.
Формально субсидия выделялась на конкурсной основе, но заявку подавал только "Велогород". В этом году ситуация может поменяться, если конкурировать за бюджет решат зарубежные операторы. Получателя субсидии выберут в мае.

Французы, немцы и американцы

Самая крупная сеть велопроката в России — "Велобайк" в Москве, работающая в партнерстве с французской Smoove (предлагает оборудование для городской велоаренды: станции, терминалы оплаты, защиту и т. д.). Smoove желает идти и в другие города РФ. "Мы провели встречи с представителями администрации Петербурга. Возможность запуска сервиса, использующего наше техническое решение, в этом году существует", — говорит Ярослав Гамзиков, директор Smoove в России.
В ноябре 2016 года немецкий оператор велопрокатной системы Nextbike, сервисы которого работают в 24 странах, открыл представительство в России. По словам директора Nextbike в РФ Андрея Желтко, компания тоже ведет переговоры с несколькими городами, в их числе Петербург. "Мы бы хотели запуститься в этом году, но произойдет ли это, говорить пока рано", — отмечает он.
Nextbike работает как с умными станциями, так и с велосипедами, на которых закреплены умные замки, — в этом случае велосипед можно оставлять где угодно, а найти потом по встроенному GPS–трекеру. Первой в мире систему с умными велосипедами запустила Social Bicycles в США в 2009 году. Сейчас компания работает в 27 городах в шести странах. Ее представитель рассказал "ДП", что идут переговоры и с властями Петербурга.
"Думаю, в Петербурге хотят поэкспериментировать с моделями. Выход нашей системы в город в принципе возможен в этом году", — говорит ГИС–аналитик Social Bicycles Александр Тедески. По его словам, запуск подобной системы сравнительно дешев: затраты на один велосипед составляют около $1,5 тыс., а для системы с умными станциями — примерно $5 тыс.

Китайский блок

В 2016 году в Китае начала работать система Mobike — она вообще не требует пристегивать велосипед куда–либо. По завершении поездки кнопкой можно заблокировать заднее колесо, а следующий клиент разблокирует его смартфоном.
За пионером подоспели конкуренты: сервисы Ofo, Bluegogo и другие. Представители китайских компаний не ответили на запрос "ДП" о планах развития в России.
В России развивается также полуавтоматическая сеть аренды велосипедов Cafebike. Транспорт арендуется в приложении, но, чтобы его забрать, нужно показать код работнику кафе, около которого он припаркован. Приложение Cafebike зарабатывает на комиссии с поездок, а велопарк принадлежит партнерам. В 2016 году в Петербурге было 90 таких велосипедов.
"В этом году мы не будем запускать Cafebike в Петербурге: велосипеды устарели, а инвестора, готового их заменить, нет", — говорит основатель сервиса Станислав Иванов. Этот сервис развивается в Калининграде, Петрозаводске, Нижнем Новгороде и Иркутске.