Эффект отсутствия

Теракт в петербургском метро отпугнул посетителей торговых центров. По итогам месяца трафик в ТРК может упасть на 25–30%. Собственники комплексов усиливают охрану объектов.

После теракта, произошедшего в петербургском метро, резко сократилось количество посетителей в торгово–развлекательных центрах (ТРЦ), отмечают их владельцы и арендаторы. Они надеются, что отток покупателей будет носить кратковременный эффект, но понимают, что до конца апреля покупателей в ТРЦ будет гораздо меньше, чем обычно. Как ранее показывали опросы, 25–30% посетителей начинают избегать мест массового скопления людей после крупных терактов.

Не до кино

Показателей посещаемости в эти дни у аналитиков пока нет, но в 2015 году после атак во Франции и крушения самолета над Синайским полуостровом Online Market Intelligence (маркетинговое агентство OMI) подсчитало, что почти 35% россиян стали избегать мест массового скопления людей. При этом 11% перестали ходит на концерты, 9,5% — стали избегать спортивных мероприятий, 7,3% — кинотеатров (респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа).
"В день трагедии посетителей в нашем кинотеатре практически не было, что неудивительно. В такой ситуации людям не до развлечений, и это понятно. В связи со случившимся мы ожидаем падения посещаемости на 50% по итогам апреля", — говорит Артем Дасковский, управляющий партнер "Айви Синема" (кинотеатр в ТРК "ПИК", расположенном рядом со станцией метро "Сенная площадь", которая после теракта стала местом траурного паломничества).По его словам, в марте кинотеатр достиг рекордной отметки посещаемости — более 100 тыс. зрителей за месяц. "Конечно, в связи со случившимся падение трафика коснется всего торгового центра "ПИК" и многих других ТРЦ в городе", — уверен Артем Дасковский.

Усиление контроля

По данным OMI, больше всего опрошенных решили избегать посещения торговых центров — 20,4%, а 3,9% вовсе перестали туда ходить.
В Петербурге процент тех, кто избегает походов в ТРЦ, был еще выше, чем в среднем по России, — 28,2%.
При этом большинство респондентов говорили, что будут заказывать товары и продукты в Интернете.
"Кратковременный эффект в виде падения посещаемости, скорее всего, будет. Понятно, что сейчас людям не до покупок и развлечений.
Полагаю, это отразится на показателях по итогам месяца, но не более того", — говорит Иван Беркольцев, директор по развитию КЦ "Питер", который управляет торговым комплексом "Сенная".
Также Иван Беркольцев отметил, что в этом и других комплексах "Питера" после терактов увеличили количество сотрудников охранных предприятий и усилили видеонаблюдение.
Те же меры предпринимает и холдинг "Адамант", который управляет 22 торговыми комплексами. По словам председателя совета директоров холдинга Дилявера Меметова, меры безопасности усилены на объектах, расположенных в непосредственной близости к метро, — часть комплексов построены над вестибюлями станций.
"Пусть люди придут в себя, а ситуация стабилизируется. Человеческий фактор, конечно, имеет большое значение.
Сейчас и в метрополитене стало гораздо меньше пассажиров, чем обычно. Но делать прогнозы по посещаемости сейчас, наверное, не совсем правильно", — заявил он.
Управляющий партнер FortGroup (в собственности — 10 торговых центров) Максим Левченко считает, что теракты не оказывают значительного влияния на посещаемость ТРЦ.
"Эпидемия гриппа влияет на посещаемость больше, чем теракты. Меры безопасности у нас и так максимальные.
Мы ведем видеонаблюдение и, если обнаруживаем что–то подозрительное, тут же вызываем полицию. А что еще мы можем сделать? Проконтролировать все невозможно. Невозможно остановить психа–одиночку, который решил себя взорвать", — говорит Максим Левченко.