Зона повышенной опасности: какие города пережили теракты в метро

Автор фото: simple.wikipedia.org

Произошедшее днем 3 апреля в Петербургском метрополитене уже классифицируют как теракт. Задолго до страшных событий этого дня несколько городов мира уже пережили подобные трагедии.

В Петербургском метрополитене в понедельник, 3 апреля, прогремел взрыв, в результате которого погибли 12 человек, а еще 50 пассажиров получили ранения различной степени тяжести. В Генпрокуратуре произошедшее уже классифицировали как теракт (правда, чуть позже решили пока отозвать эту версию), также о версии террористической атаки заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Это первый теракт за всю историю петербургского метро; но несколько других городов мира уже успели пережить не менее страшные трагедии.

Брюссель

В марте 2016 года серия террористических атак, затронувших в том числе метрополитен, произошла в Брюсселе. Взрыв в метро стал третьим и последним в бельгийской столице 22 марта 2016 года — ранее два взрыва прогремели в районе брюссельского аэропорта. Около 9:30 утра произошел взрыв на станции в поезде, находившемся между станциями "Малбек" и  "Шуман". В результате атаки, ответственность за которую, как и за два других взрыва, взяло на себя "Исламское государство" (террористическая организация, запрещена в России), погибло 20 человек, более 100 человек было ранено.

Лондон

События 2005 года в лондонском метрополитене принято считать первым терактом, произошедшим в Западной Европе. Для Великобритании эта террористическая атака стала крупнейшей трагедией со времен взрыва самолета над Локерби в 1988 году, унесшего жизни 270 пассажиров. 7 июля 2005 года в 8:49 по местному времени взорвались три бомбы с интервалом в 50 секунд на разных станциях лондонского метрополитена. Четвертый взрыв прогремел спустя час уже над землей — в автобусе на Тэвисток-сквер. Четыре взрыва унесли жизни 52 человек, еще 700 человек были ранены, также погибли четыре террориста-смертника, совершивших взрывы. Трое из них были гражданами Великобритании. Серия терактов 7 июля на сутки парализовала работу общественного транспорта в Лондоне.
Автор: wikipedia.org
Ранее Лондону уже пришлось пережить трагедию, также произошедшую в метро, но не связанную с терактами. В ноябре 1987 года деревянный эскалатор и брошенная одним из пассажиров спичка стали причиной масштабного пожара, в результате которого погиб 31 человек, а пострадали более 100 пассажиров. Пламя вспыхнуло около 19:3 18 ноября 1987 года на станции "Кингс-Кросс Сент-Панкрас" — одной из крупнейших в лондонском метро. Всего за 15 минут пламя охватило почти весь вестибюль. Как выявило расследование, причиной быстрого распространения огня мог стать тот факт, что за эскалатором не проводился необходимый уход. Оказалось, что накануне пожара штат станции метрополитена был сокращен на 18 человек. После происшествия было уволено руководство лондонского метрополитена и организации "Лондонский региональный транспорт". В течение 3 лет все эскалаторы с деревянными частями были заменены, также были усилены требования безопасности.

Минск

Взрыв в минском метрополитене в 2011 году стал вторым терактом за всю историю независимой Белоруссии с 1991 года. 11 апреля 2011 года он прогремел на станции "Октябрьская" — одной из самых загруженных в метро Минска. Во время взрыва на станции, находящейся неподалеку от резиденции президента Белоруссии, находилось около 300 человек. В результате теракта погибли 15 человек и еще 203 пострадали. Через неделю было сообщено, что по подозрению в организации теракта было задержано четыре человека. Впоследствии обвинения были предъявлены двум 25-летним жителям Белоруссии — Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву. Оба были признаны виновными и приговорены к расстрелу.

Токио

В марте 1995 года несколько станций токийского метро подверглись террористической атаке, совершенной членами секты "Аум сенрике". В результате пострадали более 5 тыс. человек, которые получили отравления различной степени тяжести, погибли 12 пассажиров. Атаковавшие совершили террористический акт при помощи отравляющего вещества зарина, не самого летального из всех химических соединений, но способного убить взрослого человека (при употреблении дозы размером с булавочную головку). Сектанты действовали в парах — исполнитель и "водитель". Первый должен был оставить пакет с отравляющим веществом и проткнуть его при помощи специально заточенного наконечника зонта, в задачи "водителя" входило увезти исполнителя в безопасное место. Всего в атаках были задействованы пять пар. Несмотря на то что "водители" напрямую не принимали участия в отравлении людей, их судили наравне с исполнителями. Виновным также был признан лидер группы "Аум сенрике" Секо Асахару, в 2004 году его приговорили к смертной казни. В целом суд вынес 12 смертельных приговоров участникам теракта и членам секты. Одного из "водителей", участвовавших в атаках в токийском метрополитене, удалось разыскать лишь в 2012 году.  
Автор: wikipedia.org
Один из участников секты рассказал, что документация по приготовлению зарина была куплена в России в 1993 году. В соответствии с его показаниями, за технологию изготовления вещества бывшему первому заместителю председателя Совета министров РСФСР Олегу Лобову заплатили около 79 тыс. долларов США.

Баку

Взрыв, прогремевший днем 19 марта 1994 года в бакинском метрополитене на станции "20 января", унес жизни 14 пассажиров, еще 49 человек были ранены. Около 13:00, когда состав остановился на станции, в одном из вагонов сработала самодельная часовая бомба. При взрыве также погиб исполнитель теракта. После проведенного расследования 11 человек были осуждены за участие в организации теракта — двое из них были приговорены к смертной казни. 3 июля в бакинском метро произошел второй террористический акт. В 8:30 утра в поезде, находящемся между станциями "28 мая" и "Гянджлик" прогремел взрыв, унесший жизни 13 человек.

Москва

Московский метрополитен пережил свою первую террористическую атаку в 1977 году. Тогда в вагоне метро на перегоне между станциями "Измайловская" и "Первомайская"  прогремел взрыв, ставший первым в серии терактов того дня. Как оказалось, ее организовали армянские националисты. Позже взрывы произошли у магазинов на улицах Дзержинского (сейчас — Большая Лубянка) и 25 Октября, но все погибшие во время атак (их было семеро) погибли именно во время взрыва в метро. 19 лет спустя в поезде, следовавшем от станции "Тульская" в сторону станции "Нагатинская", также взорвалось самодельное взрывное устройство фугасного типа. Взрыв унес жизни четырех человек.
Московское метро в дальнейшем не раз становилось целью террористических атак: в 1998 году трех человек ранило в вестибюле "Третьяковской", в 2001-м бомбу заложили на "Белорусской" (обошлось без жертв); самыми масштабными были взрывы в переходе на Пушкинской площади в 2000 году, когда погибли 13 человек, и в 2004 году — тогда на перегоне между "Автозаводской" и "Павелецкой" смертник отправил на тот свет 41 пассажира, ранеными оказались 250 человек. В том же году на "Рижской" в результате самоподрыва смертницы погибло девять человек, а последним по времени стали взрывы на "Лубянке" и в "Парке культуры" в 2010 году. После того как две женщины с поясами шахида привели в действие свои бомбы, погибло 36 человек, еще четверо скончались позже в больницах.