Брат и экс-жена миллиардера Якова Ерошевского пытаются отсудить у него комбинат "Химпищеаромат"

Автор фото: Карапетян
Яков Ерошевский

Родной брат и бывшая супруга миллиардера Якова Ерошевского пытаются отсудить у него ключевой актив — комбинат "Химпищеаромат", который является крупнейшим в стране производителем пищевых ароматизаторов.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 12 марта удовлетворил иск Евгения Бугаева и Елены Ерошевской к Якову Ерошевскому (№111 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2016, состояние оценивается в 6,44 млрд рублей) о признании недействительными двух его соглашений от 2015 года с кипрским офшором Phoenix Pharmacy Ltd. По этим соглашениям офшор в обмен на списание долгов перед Яковом Ерошевским на общую сумму около $5 млн передал ему 98,8% долей ООО "Химпищеаромат" — крупнейшего в стране производителя пищевых ароматизаторов — и 4 га земли под ним. Суд признал сделку недействительной и обязал вернуть офшору его долю в российской компании.
Решение еще не вступило в законную силу, Яков Ерошевский заявил, что будет его обжаловать. "Это похоже на банальный блэкмейл, вымогательство денег, — делится он своим мнением. — Просто стараются создать мне максимум проблем всеми доступными способами, чтобы заставить откупиться".
"Мои доверители хотят вернуть статус–кво, чтобы потом договориться по–честному", — парирует юрист истцов Максим Молодкин.
Яков Ерошевский с двумя братьями — Владимиром и Евгением Бугаевыми — вели совместный бизнес с самого начала 1990–х годов. У каждого из братьев была треть бизнеса. Долгое время их "Феникс холдинг" был крупнейшим бункеровщиком в порту Петербурга, развивал девелоперский бизнес (40 тыс. м2 недвижимости) и фармацевтический (30 аптек).
В 2007–2011 годах бизнесмены скупили акции Комбината химико–пищевой ароматики, старейшего в РФ производителя ароматизаторов. Тогда, вероятно, и начались у братьев разногласия. По версии юриста Бугаевых Максима Молодкина, его клиентам не понравилось, как распределяются дивиденды. В итоге в 2012 году Бугаевы продали Ерошевскому доли в бизнесе (осталось лишь 16% в Phoenix Pharmacy Ltd у Евгения Бугаева). После этого Яков Ерошевский, по его словам, модернизировал завод, вложив в него 1 млрд рублей. В 2014–2016 годах на фоне эмбарго обороты комбината стали демонстрировать стремительный рост. Комбинат потеснил импортеров на рынках РФ и СНГ, а в 2016 году вышел в Латинскую Америку.

Развели красиво

Еще до расставания с братьями в 2010 году Яков Ерошевский развелся с женой Еленой. В конце 2014 года она отсудила у него в горсуде Петербурга часть совместно нажитого имущества, а именно 16% долей офшора Phoenix Pharmacy Ltd. Она объединила усилия с Евгением Бугаевым (а по версии Ерошевского — с зятем Бугаева, московским бизнесменом Матвеем Бриллингом, который, женившись на дочке Евгения Юлии Бугаевой, якобы и решил пересмотреть братские договоренности). Контролируя 32% акций офшора, миноритарии, по всей видимости, объявили Ерошевскому корпоративную войну. В суды Кипра и Петербурга поступили десятки исков к Ерошевскому: оспариваются все его сделки, начиная с продажи Бугаевыми акций офшора. Большинство исков отклонены или не приняты к рассмотрению. Тем не менее в июле 2015 года Ерошевский, будучи мажоритарием и одновременно кредитором офшора, заключил с ним в третейском суде мировое соглашение, по которому забрал доли в ООО "Химпищеаромат" и землю под комбинатом в качестве отступного. Сразу после этого в сентябре 2015 года он заложил эти активы в пользу своей фирмы Regalia 28 PI Llc (США). Это отступное его оппонентам и удалось оспорить: суд, опираясь то на российское, то на кипрское право, признал его сделкой с заинтересованностью, не получившей одобрения. Яков Ерошевский готовит апелляцию.