Обмен уколами. Что наговорила друг другу финансовая элита страны

Автор фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС, Сергей Фадеичев/ТАСС
Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин (слева), президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина

Руководство АРБ раскритиковало политику ЦБ на годовом собрании. В ассоциации считают, что регулятор помогает крупным банкам, ущемляя небольшие. При этом ключевые участники АРБ категорически не согласны с такой позицией.

Годовое собрание Ассоциации российских банков (АРБ) началось с критики регулятора. Тезисы из доклада президента АРБ Гарегина Тосуняна были в защиту небольших банков. “Топ-10 банков в 2016 году получили 91% прибыли, хотя их доля в активах — 65%. Можно ли из этого сделать вывод? что топ-10 работают лучше всех или условия работы остальных участников рынка несколько отличаются от топ-10?” — задает вопрос Тосунян.
Банк России (ЦБ) оттесняет небольшие банки от бюджетных средств, считает Тосунян. “Постановление правительства повысило требования к капиталу банков для размещения средств госбюджетов сначала с 5 млрд до 25 млрд, а после с 25 млрд до 250 млрд. Тем самым  бюджетные средства стали доступными только для семи банков”, — подсчитал Тосунян.
“Отсечение банков от госсредств приобретает некоторые своеобразные формы”, — считает Тосунян. Глава АРБ подкрепляет свои домыслы примером. Ряд банков — лидеров по кредитованию агропромышленного комплекса сейчас не могут этим заниматься. “Сейчас оказалось, что размер их капитала не соответствует параметрам участия в программе субсидирования кредитов агропромышленному комплексу. А вы понимаете, что такое программа субсидирования? Ни один сельхозпроизводитель без нее не может выжить. Что должны сделать эти клиенты, если банк отлучен от программы? Они будут переходить в крупнейшие банки. Правда, крупнейшим банкам это совсем не нужно, им и так есть чем заняться”, — сетует Тосунян.
Не понравилась главе АРБ и политика Банка России по отзыву лицензий. “Миф, что в России избыточно много банков”, — заверяет Тосунян. Дескать, в Германии 1774 банка, экономика — $4 трлн, а население — 81 млн человек. Для сравнения: в России банков в 3 раза меньше, экономика — $3,5 трлн, а население — 146 млн.
Справедливости ради, стоит отметить, что в докладе Тосуняна была критика и банковского сектора. Он сказал, что сетовать только на проводимую финансовыми чиновниками политику нельзя. Банкам необходимо совершенствовать внутренние бизнес-процессы, оптимизировать издержки, обеспечивать информационную безопасность и повышать культуру общения с клиентами. Закончил доклад Тусунян цитатой из Омара Хайама: “Не делай зла — вернется бумерангом, не плюй в колодец — будешь воду пить…” — и далее по тексту.

Не очень одаренные банкиры

“Недобросовестный банк по факту ничем не ограничен. Он просто пылесосит средства вкладчиков и для клиентов выглядит как банк с наиболее привлекательными предложениями. Если мы не будем такие банки быстро выявлять и выводить с рынка, нормальные и честные банки всегда будут проигрывать в конкуренции. Поэтому странно, что АРБ постоянно призывает ЦБ не отзывать лицензии”, — парировала упреки ассоциации глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Но на этом она не остановилась. АРБ, по мнению Набиуллиной, никак не реагирует на фальсификацию отчетности банков, не осуждает мошеннические схемы и не предпринимает попытки создать стандарты добросовестного поведения участников рынка. “Руководители ряда банков с отозванными лицензиями входили в советы АРБ — то есть это люди, которые в лучшем случае были не очень одаренными и не очень ответственными банкирами и привели свою кредитную организацию к краху. Какие задачи способна решать ассоциация и какова ее цель?” — напала на главу АРБ глава ЦБ.
По оценкам Набиуллиной, очистка банковского сектора займет еще 2-3 года. При этом спасать участников рынка ЦБ не отказывается: “Если банк не скрывает проблемы и не фальсифицирует отчетность, мы даем шанс”. Хотя и темпы санации увеличить не получится даже с новым механизмом (фонд консолидации банковского сектора), так как это может существенно увеличить нагрузку на бюджет. “Мы рассчитываем, что попавшие под санацию банки можно будет объединять, собирая из них банки с большим объемом капитала, привлекательные для инвесторов. Мы собираемся стимулировать количество банков с большим капиталом”, — заключила Набиуллина. Цитировать классиков глава ЦБ не стала.

ВТБ не участвовал, ВТБ не согласен

Зато Омара Хайама вспомнил Андрей Костин. “Блуднице шейх сказал: "Ты, что ни день, пьяна, и что ни час, то в сеть другим завлечена…” Глава ВТБ раскритиковал ежегодный доклад АРБ, при этом признался, что не участвовал в его создании и не слышал финальной версии на обсуждениях. Он также зачитал выдержки из доклада: “Многие решения (ЦБ) принимаются кулуарно, по подсказке узкой группы лиц, чаще всего руководствующихся собственными, а не общественными интересами. Вы меня имели в виду, Гарегин Ашотович, в этой фразе?” — язвительно спросил Костин. Ответа не последовало, однако, по словам главы ВТБ, подобной проблемы в банковском секторе нет. “Я не говорю о приостановке членства в АРБ (как это сделали в Альфа-Банке), но руководству ассоциации нужно задуматься о том, как готовить такие материалы и что там надо излагать”, — добавил Андрей Костин.
Стоит отметить, что после выступления всех докладчиков президент АРБ все-таки принял критику и обещал учесть все рекомендации в дальнейшем.