Курить бизнес. Как создатель вафельных Too Good For Food начал развивать вейп-магазин по модели Uber

Руслан Печенкин начал печь бизнесы с 17 лет, в настоящий момент дошел до выпекания модных вафель и продажи электронных сигарет — молодежная субкультура дает пищу для создания новых бизнесов.
Автор фото: Валентин Беликов
Руслан Печенкин начал печь бизнесы с 17 лет, в настоящий момент дошел до выпекания модных вафель и продажи электронных сигарет — молодежная субкультура дает пищу для создания новых бизнесов.
Автор фото: Валентин Беликов

Предприниматель Руслан Печенкин (28 лет) развивает в Петербурге и регионах РФ сеть вафельных Too Good For Food. Там пекут бельгийские, японские и азиатские вафли из теста, которое "придумал" Руслан. В 2017 году он запустил в городе на Неве новый проект Vape Einstein для электронных курильщиков.

Свой первый бизнес, курьерскую службу доставки "Курс Экспресс", Руслан открыл в 17 лет. "У меня был сложный период в жизни, и я хотел что–то кому–то доказать, — рассказывает он. — Это был самый простой способ заработка без вложений: офис не нужен, инфраструктура тоже". Руслан пригласил на работу студентов, школьников и пенсионеров, а первых клиентов нашел по объявлениям в газете: звонил в те компании, которые искали курьеров, чтобы открыть свой отдел доставки. Несовершеннолетнему Руслану пришлось зарегистрировать юрлицо на родственников. Фирма просуществовала чуть меньше года и была продана конкуренту за 0,5 млн рублей.
Следующий проект, аутсорсинг складских услуг для интернет–магазинов, с треском провалился. "Я опередил время: тогда, в 2010 году, интернет–потребление только начиналось, рынок был не готов к такой услуге, — объясняет Руслан. — Но благодаря этому проекту я понял, что не умею продавать и мне надо научиться этому искусству".
За "искусством" он пошел в компанию Groupon, где в должности менеджера по развитию бизнесов партнеров работал с клиентами сегмента HoReCa: придумывал программы, которые позволяют с помощью Groupon приводить клиентам новых посетителей. Потрудившись там год, он перешел в ИД "Шанс", где еще полтора года был директором по развитию издательства.
"В Groupon я научился продавать, понимая, что хотят люди, а в "Шансе" стал хорошо разбираться в Интернете, — говорит Руслан. — И понял, что не хочу работать маленькой шестеренкой в большом механизме".
В 2012 году молодой бизнесмен открыл чайную станцию Bubble Maker в кинотеатре "Художественный", вложив в свое дело 400 тыс. рублей (еще столько же инвестировал его партнер). "Было очень сложно: из крупного офиса, от руководства целым штатом людей перейти за стойку кафе", — вспоминает Руслан. Месячная выручка кафе достигала 800 тыс. рублей. Там продавался только "бабл чай", получивший свое название из–за пенки, которая образуется в процессе взбалтывания напитка. Идею чая Руслан подсмотрел за рубежом и был одним из первых предпринимателей, привезших эту моду в Петербург.
Кафе просуществовало сезон и закрылось: Руслан оценил растущий спрос на ингредиенты для приготовления "бабл чая" и переориентировал бизнес. К тому времени он уже получил диплом по специальности "таможенное дело и логистика" Северо–Западного института управления РАНХиГС и, руководствуясь своими знаниями в логистике, привез из Германии в РФ контейнер ингредиентов для чая, которые стал продавать через Интернет в чайные магазины и кафе по всей России. "Я знал основы дизайна и способы продвижения в Интернете, поэтому быстро нашел своих клиентов. В течение месяца бизнес принес мне полмиллиона: я понял, что ниша нащупана", — говорит он.
К ингредиентам добавилось оборудование для изготовления такого чая. Однако санкции заставили сменить немецкого поставщика на китайского, и это сильно увеличило сроки и стоимость доставки.
"В результате из–за санкций я полностью переориентировался с опта на франчайзинг: мы стали открывать кафе–чайные под ключ и зарабатывать на управленческом менеджменте", — говорит Руслан. Одно время в РФ работали 30 торговых точек под брендом Bubble Maker.

Все для хипстеров

Параллельно молодой предприниматель искал новую идею для бизнеса. "В 2015 году мне пришло в голову делать смеси для приготовления вафель. Я привез азиатское тесто, нанял пищевого технолога, и мы полгода разрабатывали свою формулу подобного теста", — рассказывает бизнесмен. В результате его новая компания To Good For Food стала производить три вида теста: для гонконгских, бельгийских и японских вафель. Своих заказчиков Руслан выращивает сам, помогая молодым бизнесменам из регионов РФ открывать свои вафельные под брендом To Good For Food: сейчас их 40.
"Ни роялти, ни паушального взноса у нас нет: мы даем возможность начать бизнес без больших трат на старте с условием, что становимся их эксклюзивными поставщиками", — объясняет Руслан.
Одноименное кафе в центре Петербурга принадлежит самому Руслану. Оборот двух бизнесов — To Good For Food и Bubble Maker — в 2015 году составил 50 млн рублей. В конце года компания Bubble Maker закрылась, оборот своего бизнеса в 2016 году Руслан не раскрывает.
"В 2012 году я увидел, как быстро около хипстерской культуры растет рынок стритфуда, и целенаправленно пошел в этом направлении, — вспоминает Руслан. — Кафе с 30 посадочными местами окупалось за полгода или год. Сейчас уже нужно закладывать не меньше 2 лет. Входить в общепит сегодня самоубийственно: высокая конкуренция, удивить клиента из Петербурга или Москвы невозможно".
Поэтому бизнесмен опять стал искать новый рынок. Так в 2017 году открылся магазин Vape Einstein — место, где производители жидкостей для электронных сигарет торгуют напрямую, минуя наценки посредников и дистрибьюторов.

Не курить, а парить

Стартовый капитал составил не больше 0,5 млн рублей, магазин работает по принципу sharing economy ("долевая экономика", совместное владение): производитель выставляет рыночную стоимость за свой продукт, вырученные от продажи деньги получает на свой счет без комиссий, но платит магазину аренду за место на полке.
Сейчас у компании есть 15 партнеров — производителей жидкости для вейпинга. Этот термин произошел от английского слова vape, что означает "вдыхать и выдыхать пар", который производится электронной сигаретой или паровым устройством, поэтому электронные курильщики говорят, что они не курят, а парят. По мнению составителей Оксфордского словаря, слово "вейп" стало самым популярным в 2014 году.
"Это очень современный бизнес по модели западного типа, когда свободные ресурсы, которые не используются владельцем на 100% (автомобили, дома и так далее), за плату предоставляются другим. Мы применили модель Uber, Airbnb в вейпинге и стали продавать полки", — говорит Руслан. В будущем бизнесмен собирается развернуть сеть из 80 магазинов по стране, в том числе несколько будет в Петербурге. Оборот такой сети может составить минимум 10 млн рублей в месяц.
"Вейп — это субкультурная, градообразующая тенденция, как в свое время хипстеры: появляется культура потребления какого–то продукта, а это означает формирование целого рынка, отрасли вокруг нее. Каждый бизнесмен мечтает об этом", — говорит Руслан.
Объем продаж продукции, связанной с вейпингом, в России растет примерно на 30% в год. Наиболее распространены три варианта бизнеса: вейп–точка в ТЦ, где можно купить вейп ("сигарету") и жидкости для него; вейп–шоп, где можно попробовать продукт (аналог шоу–рума); вейп–бар, где можно не только "парить", но и поесть. Около 1% россиян, то есть 1,4 млн человек, регулярно курят электронные сигареты. По данным Ernst&Young, российская молодежь более активно использует электронные гаджеты для курения, чем молодые люди в других странах мира. Стремительному развитию этого рынка препятствуют табачное лобби (37% потребителей электронных сигарет в мире — бывшие курильщики) и запретительные законодательные инициативы, которые приравнивают электронное курение к обычному.