Две формы протеста против "Платона". Комментарий

Автор фото: Ваганов Антон

 

Во вторник в нескольких регионах страны дальнобойщики организуют акции протеста против повышения тарифа в системе "Платон". Возражения у них вызывает и само существование этой системы (сбора платы с 12-тонных машин за проезд), а также качество работы правительства России, чьей отставки они требуют.
В свою очередь, другие участники рынка грузоперевозок от участия в политических акциях воздерживаются. По их словам, они пытались донести свою позицию до власти на этапе переговоров, а поскольку повышение тарифа все равно произошло, то это будет учтено в тарифе за перевозку и, соответственно, в цене товаров в магазинах.
Тезис сторонников второго подхода — о том, что повышение тарифа на перевозку можно просто заложить в цену — неверен с точки зрения чистой экономики. Просто так взять и поднять цены, чтобы ничего при этом не изменилось — так не бывает.
Цена определяется рынком, соотношением спроса и предложения. Если ты повышаешь цену — ты теряешь часть своих потребителей. Это произойдет и в случае с "Платоном", когда тариф для всех автомобильных перевозчиков одинаковый: потребитель уйдет к тем, кто доставляет грузы по железной дороге или по серым схемам.
Но довольно часто переговоры участников рынка с правительством включают в себя один нюанс. Компании соглашаются платить больше, но договариваются с властями о предоставлении им какой-то другой льготы, которая может перекрыть те минусы, что возникают из-за роста тарифа на перевозку. Возможно, что-то подобное имеет место и сейчас.
Если говорить о системе "Платон" в целом, то налоги, конечно, лучше не повышать, особенно в такой кризисной ситуации, какая сложилась сейчас в России. Если мы хотим, чтобы грузоперевозки развивались, тарифы надо снижать, а не повышать.
А что касается политических протестов дальнобойщиков, то не думаю, что у них есть серьезная перспектива. Я очень удивлюсь, если они чего-то добьются. Вопреки тем акциям, что имели место в воскресенье, протестное движение слабо.
Дмитрий Травин — экономист, политолог
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП"