Стрит–ретейл идет в спальные районы

В 2016 году спрос на аренду коммерческих помещений в жилых домах вышел на стабильный уровень. Поэтому инвесторам выгодно вкладывать средства в их покупку.

Сегмент торговых помещений формата стрит–ретейл активно растет. В первую очередь это происходит благодаря рекордным объемам ввода жилья. Так, по данным Knight Frank St. Petersburg, в течение 2016 г. только в административных границах города было введено 114,6 тыс. м2 встроенных коммерческих помещений.
Районами с наибольшей суммарной площадью новых встроенных коммерческих помещений стали Московский, Красногвардейский и Приморский.
Не стоит забывать, что значительная часть жилья возводится сейчас на примыкающих к городу территориях Ленобласти, особенно во Всеволожском районе. И в этих новостройках также от 3 до 10% площади приходится на коммерческие помещения.

Спрос растет

Эксперты отмечают, что после падения 2015 г. спрос на рынке стрит–ретейла в 2016 г. восстановился до стабильного уровня. Как отмечает коммерческий директор инвестиционно–управляющей компании STEIT Роман Стогов, особая активность наблюдалась летом и в ноябре–декабре 2016 г.
В Knight Frank St. Petersburg отмечают, что заметен рост спроса на помещения в составе вновь образующихся крупных жилых массивов. Доля вакантных площадей встроенных помещений в комплексах на стадии, когда значительная часть квартир заселена, не превышает 4–5%. Эксперты отмечают, что, несмотря на специфику размещения в локациях с преобладанием внутреннего спроса, многие операторы из сфер продовольственной торговли, товаров для дома и общественного питания высоко оценивают потенциал размещения бизнеса в районах новой застройки.
Среди наиболее успешных локаций специалисты STEIT выделяют оживленные районы в непосредственной близости от метро, быстрорастущие спальные районы типа Парнаса, Кудрово, Девяткино, активно застраиваемых Ленинского пр., Лахты и др.

Надежный доход

Как отмечают в Knight Frank St. Petersburg, существенная доля приобретений торговых помещений в собственность происходила от покупателей с инвестиционными целями.
Стоимость коммерческих помещений различается в зависимости от района, степени готовности дома и типа помещения. Так, по словам начальника отдела продаж ГК "ЦДС" Дмитрия Сидоренко, недавно небольшое помещение площадью 34 м2 в готовом ЖК было продано за 3,4 млн рублей, то есть цена составила 100 тыс. рублей за 1 м2. Если говорить о помещениях большей площади, то цена может быть меньше. Например, в некоторых объектах, например на Мартыновской ул., коммерческие помещения стоят от 40,5 тыс. за 1 м2.
Средние ставки аренды составляют, по оценкам STEIT, в новостройках 1,5–2 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, в помещениях у метро — 2–4 тыс. рублей за 1 м2 в месяц.
По словам Дмитрия Сидоренко, выгоднее вкладывать средства в коммерческие помещения, чем в жилье для сдачи в аренду. "Квартиры сдаются максимум по 600–700 рублей за 1 м2, — отмечает он, — для коммерческих помещений с этих цен все только начинается, а в спальных районах, в хорошо спроектированных помещениях ставки аренды доходят до 2–2,5 тыс. рублей за 1 м2". Поэтому коммерческие помещения рентабельнее и вложения в них окупаются быстрее, чем в жилье.