Выручка петербургских связистов продолжает сокращаться

Телеком-рынок Петербурга по итогам 2016 года ускорил падение, сократившись теперь уже на 2,8% за год. Если в 2015-м падение доходов от голосовых услуг компенсировалось за счет выручки от передачи данных, то теперь и в этой части рынок пошел на убыль. Кризис давит на абонентов — они бегут в месенджеры. А конкуренция на рынке не дает операторам поднять цены на мобильный интернет.

В распоряжении dp.ru оказались предварительные данные Минкомсвязи об итогах петербургского телекоммуникационного рынка за 2016 год. Итак, объем рынка в прошлом году сократился на 2,8% до 107,4 млрд рублей (в 2015 году — на 1,5%), причем больше всего подкосило рынок в четвертом квартале.
Выручка операторов от голосовой мобильной связи в Петербурге упала за 2016 год аж на 13,7%. В 2015 году "голос" тоже падал, но тогда хотя бы передача данных как-то компенсировала этот удар. Теперь уже и передача данных заметно сжалась: на 4,3% за год, если считать мобильную и фиксированную передачу вместе (отдельно Минкомсвязи не считает).
Опираясь на данные отраслевого ведомства, аналитики "Рустелекома" дают оценку, что в 2016 году выручка операторов от мобильной связи в Петербурге сократилась на 1-2%. Тут учтены детали: вероятно, выручка от передачи данных упала и в мобильном, и в фиксированном сегментах, но в фиксированном явно больше.
Можно назвать как минимум две причины печальных изменений. Первая и очевидная — абоненты все активнее пользуются мессенджерами вместо разговоров. И тут еще вопрос, поможет ли операторам так называемый закон о мессенджерах, который должен установить между двумя сторонами "товарно-денежные отношения" (слова главы Роскомнадзора Александра Жарова). С одной стороны, вряд ли, потому что у кого-нибудь из операторов обязательно появится желание приманивать абонентов мессенджерами, пока конкуренты будут воевать со "скайпами", "вайберами", "вотсаппами" и прочим. А с другой стороны, сейчас даже Tele2, выступающий на рынке в роли догоняющего, выступает за монетизацию пользования мессенджерами.
Вторая предполагаемая причина прогиба выручки — в третьем квартале прошлого года операторы повысили цены на некоторых архивных тарифах, чем могли стимулировать переход абонентов на дешевые пакетные предложения. В пользу этой версии говорит то, что три квартала прошлого года операторы закончили неплохо — даже с ростом на 3,1% по отношению к трем кварталам 2015-го.
Можно еще добавить мелкие неудачи вроде падения выручки от роуминга (теперь уже не всем хватает денег на предновогодние путешествия), и падение готово.
Сотовые операторы не раскрывают свои доходы по регионам, поэтому сопоставить данные ведомства с их финансовыми отчетами не представляется возможным. На показания Минкомсвязи они реагируют невозмутимо.
"Если посмотреть на нашу отчетность за четвертый квартал, мы фиксируем рост сервисной выручки и значительный рост выручки от даты. По Петербургу эти показатели также в плюсе", — говорят в "ВымпелКоме" (бренд "Билайн").
В Tele2 более откровенны: "Безусловно, бурный органический рост телекоммуникационной отрасли в России остался позади. Высокий уровень проникновения мобильной связи и ряд других факторов привели к стагнации телеком-рынка в 2016 году, более жесткой конкуренции и снижению стоимости услуг. Рынок насыщен, цена минуты остается одной из самых низких в мире".
В МТС говорят, что выручка компании от услуг мобильной связи в Петербурге в 2016 году осталась на уровне 2015 года.
"Тренд на снижение выручки от услуг голосовой связи сохраняется в течение нескольких лет в целом по рынку телекома, — отмечает "МегаФон". — Люди активнее пользуются дополнительными сервисами, увеличивая потребление мобильной передачи данных и трафика. Так, по итогам четвертого квартала 2016 года средний объем трафика, потребляемый абонентом наших услуг в месяц, превысил 5Гб".
В "МегаФоне" подчеркивают, что, несмотря ни на что, выполнили все прогнозы по финансовым показателям и план строительства. В пятницу 24 марта оператор провел пресс-конференцию по итогам 2016 года на Северо-Западе, где местное руководство  выразило удовлетворение общими результатами и готовность повторить их в 2017 году.
На фоне непростой рыночной ситуации операторы хором увлеклись финансовыми сервисами (например, "МегаФон" с декабря прошлого года распространил 65 тыс. своих банковских карт среди абонентов в Петербурге, карты также предлагают "Билайн" и МТС, они же занялись выдачей микрокредитов, а Tele2 сообщает, что настроился на партнерство с банками), убрали из своих тарифов интернет-безлимитки, которые удешевляли цену каждого переданного мегабайта (такую безлимитку против общего тренда ввела "дочка" "МегаФона" NetByNet, но у нее еще мало клиентов). Но чтобы переломить негативную рыночную тенденцию, явно потребуется нечто большее.